В частности, украинские изобретатели переориентировались на производство различных БПЛА, причем некоторые модели поражают своими техническими характеристиками и возможностями. Об одном из таких необычных беспилотников 24 Канал рассказывает при поддержке компании Cosmolot в спецпроекте Brave Inventors.

Смотрите также Как двум волонтерам из Прикарпатья удалось за месяц создать уникальный наземный дрон

Речь идет о гибридном БПЛА Jupiter H3, который может летать на сотни километров. О том, какие задачи способна выполнять эта "птичка", какую роль в ее работе играет искусственный интеллект и чем она превосходит западные аналоги, рассказал партнер компании-производителя Денис Любченко.

На что способен украинский гибридный беспилотник: смотрите видео

Как возникла идея производить БПЛА

Компания Jupiter Aircraft имеет большой опыт в производстве воздушных судов. Еще несколько лет назад предприятие производило двух- и четырехместные самолеты небольшого размера, а также борты, которые занимались патрулированием лесничеств, линий электропередач, трубопроводов, производств и доставкой небольших грузов.

После 24 февраля 2022 года разработчики решили переформатировать работу и выпускать беспилотные летательные аппараты, которые стали особенно необходимыми в связи с событиями в Украине. Все предыдущие разработки пригодились.

От создания первой модели до выполнения задач на определенных направлениях прошло около 3 месяцев. У нас было много наработок, которые мы просто имплементировали в борт. Осталось только доработать взаимодействие между собой определенных компонентов, и эта работа была достаточно быстро сделана,
– вспомнил Денис Любченко.

Сейчас проект, известный под названием Defender Army, выпускает разнообразные дроны, уже доказавшие свою эффективность в опасных регионах.

Эффективный инструмент для воздушного наблюдения и не только

Одной из разработок компании Jupiter Aircraft является гибридный ударно-разведывательный дрон Jupiter Hunter-3. Этот БПЛА поражает своими размерами – размах его крыльев достигает почти пяти метров. Несмотря на габариты, аппарат легко собрать и использовать. Одним из главных преимуществ является то, что запускать его достаточно просто.

"Это беспилотник VTOL, то есть вертикального взлета. Он не нуждается ни в системах запуска, ни катапульте, ни каких-либо других вспомогательных средствах. Достаточно найти удобное место, с которого БПЛА будет взлетать", – рассказал Денис Любченко.


Гибридному БпЛА не нужна взлетно-посадочная полоса / Фото Brave Inventors

Благодаря этому "птичка" может работать на географически сложной местности и в густонаселенных районах. Рабочая высота БПЛА составляет 4000 метров. При этом, по словам разработчиков, он может преодолевать расстояние до тысячи километров и держаться в небе до 10 часов, изучая территорию. Благодаря таким возможностям беспилотник выполняет следующие задачи:

  • воздушное наблюдение;
  • разведка;
  • получение и передача аэрофотоснимков;
  • корректирование.

БПЛА оснащен сверхмощной камерой с 40-кратным зумом и тепловизором с возможностью восьмикратного увеличения, что позволяет хорошо рассмотреть происходящее на земле. А лазерный указатель-дальномер помогает оператору определить точное расстояние и координаты до цели на расстоянии до 5 километров. Благодаря этому беспилотник может не только заглянуть на территорию в глубоком тылу противника, но и эффективно поразить цель.

Беспилотник оснащен мощной камерой и лазерным дальномером / Скриншот с видео 24 Канала

Искусственный интеллект и экосистема Jupiter

Еще одной из особенностей БПЛА является то, что выполнять задачи ему помогает искусственный интеллект.

Мы задействовали ИИ как в "мозге" беспилотника, так и в камере. Так, благодаря алгоритмам ИИ камера может точно идентифицировать цель: транспорт это или человек. А лазерный дальномер позволяет просчитать, сколько нужно лететь к тому или иному объекту,
– объяснил Денис Любченко.

Как отмечают разработчики, украинское изобретение не только не уступает западным моделям, но во многом их превосходит.

"По сравнению с европейскими БПЛА, наша "птичка" имеет более серьезный функционал в самых "мозгах". Например, она предлагает пилоту вернуться на место запуска, если чувствует влияние чужих средств РЕБ. К тому же европейцы более прагматичны, а у их беспилотников – другая специфика. По сравнению с такими бортами Jupiter – гораздо более универсальный", – рассказал основатель Defender Army.

Jupiter H3 по возможностям не уступает западным моделям / Скриншот с видео 24 Канала

Jupiter Hunter-3 выполняет задачи не только самостоятельно, но может объединяться с другими БПЛА и работать в группе.

"Например, у Apple существует своя экосистема. У нас есть похожая среда, благодаря чему мы можем запускать БПЛА роями. Предположим, можно законектить между собой 5 – 15 наших "птичек". Они будут понимать, на каком расстоянии находятся и будут дополнять друг друга. К примеру, одна выполняет функции "глаз" в определенной стороне, другая проводит разведку, кто-то – корректирует работу, а кто-то отрабатывает как ударный дрон", – рассказал Денис Любченко.

Какова стоимость умного беспилотника

БПЛА имеет уникальный функционал, но стоит недешево – 199 тысяч евро. Такая стоимость обусловлена тем, что для изготовления "птички" используют не китайские, а западные компоненты. К тому же детали приходится адаптировать к задачам, актуальным в Украине. Как отмечают разработчики, в результате такой подход полностью себя оправдывает, ведь качественная "начинка" гарантирует, что беспилотник будет выполнять свои функции идеально.

Для изготовления БПЛА используют западные компоненты / Скриншот с видео 24 Канала

В комплект, кроме самого борта, входят:

  • несколько антенн с большими мачтами,
  • наземная станция,
  • пульт управления,
  • кейсы;
  • обязательный курс обучения.

Команда разработчиков уделяет особое внимание инструктажу будущих пользователей. По словам Дениса Любченко, какой бы большой опыт управления дронами не имел человек, его не допустят к пользованию Jupiter без обучения.

Это наша принципиальная позиция. "Птичка" дорогостоящая, и самая главная задача – эффективно с ней работать, а не потерять,
– подчеркнул он.

Учеба или повышение квалификации длится от 10 до 40 дней. Любченко добавил, что обычно такие борты обслуживает экипаж из 5 человек. Однако в случае с этим беспилотником все оптимизировали так, что достаточно 3 человек – пилота, оператора и еще одного помощника.

Обучение экипажа – особое требование разработчиков / Скриншот с видео 24 Канала

Благодаря мощным возможностям и стоимости такие БПЛА стали лакомым куском для россиян, которые даже заявляли, что им удалось завладеть одной из модификаций аппарата. Осознавая риск таких ситуаций, изобретатели позаботились, чтобы устройство, оказывающееся в чужих руках, уже не взлетело.

"Можно разобрать "птичку", посмотреть на "начинку" внутри. Можно попытаться сложить из этих деталей что-то свое. Но использовать этот борт в первоначальном виде будет очень тяжело", - заметил Любченко.

Почему присоединились к платформе Brave Inventors

Ввиду актуальности разработок команда Defender Army присоединилась к платформе Brave Inventors.

Пока очень важно иметь такие платформы, которые сосредоточивают в одном месте не только полезные изобретения, но и умных людей.
– подчеркнул Денис Любченко.

По его словам, сейчас очень необходимо объединяться. Ведь изобретатели могут быть полезны друг другу и наладить более широкое сотрудничество.

"Это важно, ведь Украина становится площадкой номер 1 в мире для внедрения, использования и испытания не только летательных средств, но и другой техники. Поэтому мы без колебаний поняли, что нужны Brave Inventors, а Brave Inventors очень нам нужна", - отметил Любченко. .