Исчезнет ли пеня и штрафы после их удаления из профильного закона, – разбиралась журналистка 24 канала.
Изменения без изменений
Сегодня украинские потребители, в случае появления задолженности за ЖКУ, должны платить штраф или пеню. При наличии задолженности за эти услуги потребитель должен платить пеню, размер которой прописан в договоре, но она не может превышать 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки. В то же время общий размер пени не должен быть больше 100% общей суммы долга.
К теме Депутаты предлагают списать долги за коммуналку: что известно о законопроекте
Уже два года подряд задолженность украинцев за эти услуги колеблется в пределах 62 – 63 миллиардов, суммарно.
Чтобы помочь украинцам справиться с задолженностью, в парламенте зарегистрирован проект закона О внесении изменений в закон "О жилищно-коммунальных услугах" относительно отмены начисления неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное осуществление платежей за ЖКУ.
Задолженность за ЖКУ только растет / Фото 24 канала
Однако нужно понимать – начисление этих выплат также предусмотрено и Гражданским кодексом. То есть, согласно кодексу, такие пункты можно прописать в договоре между поставщиком услуги и получателем.
Просто так взять и выбросить норму о штрафах из закона – ничего не даст, так как будет действовать другая, прописанная в Гражданском кодексе, который имеет высшую силу над законом,
– замечает директор "Института города" Александр Сергиенко.
В предоставлении ЖКУ пеня или штраф – обязательный элемент хозяйственного договора, по закону. Не выполнил условия договора – получи штраф, это абсолютно нормальная практика. Говорить, что наша пеня 0,01% это эффективное средство для принуждения должников платить по счетам – не приходится.
Интересно Как экономить на услугах ЖКХ: назван самый простой способ
Причины массовой неуплаты за ЖКУ
Пеня в ЖКУ – символический шаг, который имеет очень низкую экономическую эффективность. Люди не боятся этого. О чем и свидетельствует большой размер долгов. Однако это не главная причина их появления.
Если бороться с задолженностью за ЖКУ, то надо, прежде всего, обратить внимание на причины, по которым они появились. А они лежат на поверхности – несоответствие уровня начислений доходам населения. Стоимость ЖКУ росла значительно быстрее, чем доходы населения. Бороться надо именно с этим,
– убежден Александр Сергиенко.
О динамике роста задолженности за ЖКУ смотрите здесь:
Эксперт добавляет, к сожалению, у нас механизм тарифообразования затратный. Услуги предоставляются фактически локальными монополистами – водоканалы, теплокоммунэнерго и тому подобное. С ними и надо бороться, а именно – ограничивать их аппетиты. У нас это не делается, а каждый рост минимальной зарплаты приводит к перерасчету бюджета любой коммунальной организации. А они обращаются в НКРЭКУ, ссылаются на закон о труде, мол, работникам необходимо поднять зарплату, соответственно тарифы должны вырасти. Это делается вместо того, чтобы повышать эффективность производства, снижать себестоимость услуг. То есть монополисты просто перекидывают все эти расходы на потребителей.
Рекомендуем Штрафы и запрет выезжать за границу: какие сюрпризы ждут должников за коммуналку
Сейчас предлагается рост минималки до 5 тысяч гривен, следующий шаг – все коммунальщики побегут в НКРЭКУ или в местные органы власти с тем, чтобы им подняли тарифы, потому что они не хотят терять свои зарплаты.
В цивилизованном мире делается не так. Там коммунальщиков ограничивают в их аппетитах. Таким образом сохраняют баланс между возможностью населения платить и возможностью коммунальщиков функционировать,
– рассказывает Сергиенко.
В то же время, накануне выборов этот закон имеет все шансы быть проголосованным. Однако, даже если его примут, для обычных потребителей он не будет нести никаких изменений. Так как исключение нормы о неустойке из закона, однако наличие ее в Гражданском кодексе, позволяет поставщикам услуг включать норму о пене и штрафах в договоры с потребителями.