Законопроект поддержали 334 народных депутата. Так, теперь, согласно закону, учредителем профильного лицея может быть любая община, которая способна на это.

К теме Школы отменяют 10 – 11 классы для учащихся: что делать родителям – совет образовательного омбудсмена

Как общины будут создавать лицеи

Сейчас это может делать только областной совет или городской совет в городах, где проживает более 50 тысяч человек. ОТО могут основывать лицеи до 1 сентября 2027 года.

Действующие нормы об образовании предусматривают минимальное количество параллельных классов – 2 или 3. Также в составе лицея будет возможность существования не только 5–12 классов, но и начальных 1 – 4 классов.

И хотя с образовательной точки зрения лучше отделить старшую профильную школу, общины могут иметь проблемы с разделением звеньев. Поэтому им разрешили присоединить и начальную школу.

Закон поручил правительству закладывать средства в бюджетах ближайших лет на формирование обособленной сети. Поэтому община, которая способна построить лицей или разделить учебные процессы, получит средства от государства.

Кроме того, садикам разрешили быть структурными подразделениями начальной школы и гимназии. Вместе с тем обязательным является размещение детей в отдельном здании или за отдельными входами, чтобы потоки детей не пересекались.

Читайте также Будут ли закрывать 10 – 11 классы в Украине и что известно об идее профильной школы

Зачем Украине профильное образование

К слову, до 2027 года школы в Украине, в связи с реформой НУШ, должны переформатировать, и 10 – 12 классы станут профильным образованием для учащихся. В частности, будут создавать лицеи, которые будут функционировать как отдельные заведения.

Таким образом школы поделятся на:

  • начальные (1–4 классы);
  • гимназии (5–9 классы);
  • лицеи (10–12 классы).

К слову, экс-замминистра образования Егор Стадный назвал преимущества профильного образования:

  1. Уменьшение количества предметов для изучения в старшей школе или сокращение количества часов на "непрофильные предметы".
  2. Возможность глубже и качественнее изучать выбранные предметы, а, соответственно – повышение качества образования в старшей школе в целом в стране.
  3. "Инвентаризация" школьной системы: закрытие или перепрофилирование недоукомплектованных классов и школ, а также начало мощных образовательных ячеек в регионах.
  4. Снижение родительских расходов на репетиторство и дополнительные платные образовательные услуги.
  5. Возможность более широкого выбора для ребенка и семьи.
  6. Эффективное использование финансирования: направление средств, ранее использовавшихся на содержание большего количества неэффективных заведений, на оборудование, общежития, достойные зарплаты и тому подобное.