Бесспорно, зрителей ожидает встреча с хорошо знакомыми персонажами, известными музыкальными фрагментами, но на этот раз история киевского цирюльника, который одновременно ухаживает за богатой и некрасивой Проней и бедной красавицей Галей, будет изложена на языке танца и музыки.
Комедия "За двумя зайцами", которая была написана Михаилом Старицким 120 лет назад, за все это время имела разные режиссерские трактовки. Интересно, что премьера спектакля на сцене киевского театра Бергонье (1883) не была особенно успешной. Несмотря на прекрасно сыгранную Кропивницким роль Сера, Проня в исполнении Заньковецкой была почти провальной.
Однако впоследствии комедия "За двумя зайцами" стала одним из самых репертуарных произведений украинского театра. Особую популярность она получила в начале 1960-х годов, после того, как на киностудии Довженко в 1961 году был снят одноименный фильм. И сегодня пьесу Старицкого называют "бесспорным лидером среди комедийных бестселлеров".
Однако поставить комедию в хореографическом жанре до сих пор не решался ни один режиссер. Ради создания балета по мотивам пьесы "За двумя зайцами" объединилась мощная творческая команда. Виктор Литвинов – балетмейстер-постановщик, в чьем творческом багаже, кроме шедевров мировой балетной классики, более десяти балетов на музыку украинских авторов. Юрий Шевченко – композитор, который сотрудничал практически со всеми, без преувеличения, киевскими театрами (за что получил 8 престижных "Киевских пекторалей"). Татьяна Андреева – автор идеи и либретто, которая, кстати, выйдет на сцену в роли одиозной Прони. Сергей Маслобойщиков – художник-график, сценограф, режиссер театра и кино, лауреат более 50-ти наград в области искусства (декорации, сценография). Живописец, театральная художница Анна Ипатьева (костюмы), география работ которой охватывает пространство от Германии до Македонии. Дирижер-постановщик – Владимир Кожухарь – наверное, один из самых титулованных и признанных дирижеров современности.
Этот спектакль имеет все шансы стать своеобразной "визитной карточкой" украинской столицы так же, как литературный первоисточник или его чрезвычайно популярная экранизация. Ведь неповторимой аурой старинного Подола, где "на дальней горе виден Киев", безусловно вдохновлялись авторы этой "очень грустной комедии".
Именно так обозначает жанр будущего спектакля балетмейстер-постановщик.
Это как в жизни, где нам постоянно приходится выбирать, и обычно ничего смешного в этом нет, – говорит Литвинов, – но от непрерывности этого процесса наше бытие иногда превращается в "смешную театральщину".
Возможно именно поэтому сценография будущего спектакля будет представлять собой старинную разбитую театральную сцену. "Через этот кин будут прорастать мальвы, – несколько открывает завесу художник-постановщик Сергей Маслобойщиков, – они будут прорастать также через все предметы, которые появляются в спектакле, через все разваленное и неживое, создавая знакомый киевский пейзаж".
Колорит и атмосфера Киева. Канва наших "Зайцев" только кажется простой и даже примитивной, а начинаешь в нее погружаться и понимаешь: все это может и так, но рассказать о "промотанном цилюрнике" и его приключениях языком симфонической музыки – чрезвычайно сложное творческое задание, – комментирует Юрий Шевченко. – Я, например, месяца три колебался – использовать ли известную песенку Голохвастого и компании "В небе канареечка летает... ". Конечно, дерзкие куплеты я не просто процитировал. "Поигрался" с мелодией, но зритель ее обязательно узнает. Будет еще много знакомых песен, народных мотивов, но забавно "искаженных".
"Срисовать мещанский мир с его неудержимым "из грязи в князи", а именно так схематично описывают идею пьесы – слишком просто. Признаюсь, – говорит Шевченко, – я имел дело со значительно более сложной трактовкой."
В наряде артистов зритель увидит больше, чем просто иллюстрацию "комедии из мещанского быта с пением и танцами", датированную XIX веком. Стеганые ватники, странные тулупы, а еще – невероятные принты, аппликации и кружево. Костюмы для "Зайцев", что создает Анна Ипатьева, трудно уместить в какие-либо рамки. Тем более, что Анна вдохновляется творчеством Марии Приймаченко и современного украинского художника Владислава Шерешевского. Вот, например, Проня будет менять наряды 5 раз. И не только потому, что младшая Сирко посещает Школу бальных танцев, но и потому, что в этом балете будут танцевать не только люди, но и их мысли, мечты и эмоции.
Читайте также: Национальная опера: страсти за "Тоской"