В течение двух дней журналисты успели обсудить немало важных тем, в частности, каким образом события в Украине подаются в зарубежных СМИ, как сделать украинские медиа инвестиционно привлекательными и какой должна быть этика в журналистике. Однако чувствовалось, что главной темой форума остается война на Востоке, а точнее то, как должны работать украинские журналисты в новых для них условиях информационной войны.

Несмотря на то, что именно рядовые украинцы становятся первыми жертвами пропаганды и фейковых новостей, 24tv.ua решил собрать самые важные мысли журналистов и медийщиков о принципах работы СМИ в условиях информационной войны.

Соня Кошкина, шеф-редактор LB.ua констатировала, что "война заканчивается, а пропаганда еще долго живет и порождает тотальный контроль власти".

Также она посоветовала всем журналистам, которые решают заняться контрпропагандой, вспомнить законы 16 января.

В тот день (16 января — "24".) мы все теряли профессию. Все журналисты. После трех недель ужаса, закон был отменен, и в Украину вернулась свободная журналистика. Украинские политики (на этих парламентских выборах) поняли, что такое общественное мнение и то, что они от него зависят. Мы (журналисты) должны максимально помогать построению украинского гражданского общества.

Валерий Иванов, Академия украинской прессы, продолжил тему пропаганды и контрпропаганды.

"Российской пропаганде легко работать, потому что они работают много лет и имеют определенный опыт. Украина же сейчас не может пойти по тому же пути. Нужны другие варианты.

Например, мы все знаем, что оппозиция не просто себя дискредитировала, оппозиция врет. И дело журналистов быть независимыми экспертами, а не просто ретранслировать. Не давать оценок, но через бэкграунд дать полную картину. Возможно, так мы сможем выиграть в этой войне.

Вариант решения этой проблемы, по мнению Иванова, следующий:

"В мировой истории уже давно существуют основные правила и нормы журналистики во время войны. Украина не первая и не вторая, даже не десятая страна, в которой идет война. Поэтому не нужно изобретать ничего нового.

Просто стоит каждому журналисту знать и соблюдать общепринятые стандарты. Тогда журналистика не превратится в пропаганду.

Журналисты должны удовлетворять информационные потребности человека, и человек должен быть в центре: и в центре журналистики, и в центре государства ".

Ольга Герасимюк, член Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, выступила за запрет российских каналов и российских медиапродуктов, аргументируя это следующим образом:

Прекратите ссориться между собой и предложите наши общие ценности взамен тех, что дают российские СМИ. И только тогда не будет необходимости запрета всего российского. А пока придется пойти на определенные потери ради того, чтобы потом это стало нашими достижениями.

В общем, журналисты пришли к определенному пониманию того, какими должны быть СМИ во время войны.

Денис Казанский, блоггер: "Во время войны много фейков и истерии. Каждый факт необходимо проверять.

И когда наши журналисты будут внимательны и ответственны, тогда мы получим шанс на победу в этой войне ".

Браян Боннер, главный редактор газеты Kyiv Post и координатор проекта Objective:

"
Должно быть максимум внимания к российской пропаганде и ответ на нее исключительно правдой. Правда поможет восстановить доверие читателей и зрителей".

Евгений Маслов, Харьковская государственная академия культуры: "Учитывая де-факто военную ситуацию, у журналистов должна произойти смена приоритетов: война пропаганда, информирование, журналистика; мир — информирование, журналистика, пропаганда".

Анастасия Станко, Громадское ТВ: "Медиа военного времени должны ставить целью поднятие боевого духа. Создание образа врага и его демонизацию. А также героизацию нашей стороны. Лишние обобщения со стороны украинских журналистов недопустимы. На самом деле, война не является черно-белой, как ее пытаются изображать как российские, так и украинские журналисты. И если так делает российская пропаганда, то украинские журналисты не имеют права быть такими же. Мы должны показывать картинку в целом. Со всеми оттенками".

Кстати, именно на этом делают акцент все западные коллеги и представители европейских государств. Они в один голос заявляют о том, что топ-темой об Украине во всех западных СМИ должны стать "лайф стори".

Истории конкретных людей привлекают гораздо больше внимания читателей, чем контрросийская пропаганда. И если украинские журналисты смогут через человеческие истории рассказать реальное положение дел в нашей стране и подробно описать происходящее на войне, то Украина сможет удержаться в центре информационного внимания европейского общества.

Такими были основные темы и настроения на втором украинском Медиафоруме, следовательно, подобной ситуации с украинскими медиа стоит ожидать в ближайшем будущем. Будем надеяться, что украинская журналистика не превратится в аналог российских СМИ и сможет пережить достойно все трудности военного времени.

Подготовила Вероника Миронова.