В праздничной одежде и с музыкантами: хозяева нового жилища вместе с гостями возвращаются из церкви, где поминали предков. Так, по давней традиции лемков, следует заселяться в новый дом.

"Эта птица – символ огня. Она должна была зайти в хату и очистить ее собой. Потому что мастер – это был человек не простой. Его часто считали чуть ли не сельским магом. И если его хозяева, заказчики, для которых он строил хату, оскорбили при строительстве или недоплатили, или не так посмотрели, недокормили, он мог ту хату плохо заложить", – пояснил заместитель директора музея Сергей Ципишев.

Читайте также: В школе в Винницкой области нашли раритетные росписи: появились фото

Для большей гарантии окуривали дом, а затем освящали. Чтобы жилось долго и комфортно, между верхними деревянными срубами, из которых сделана хата, клали монеты, пасху, шерсть и зерна пшеницы. Дальше – впускали кота. И только потом в дом могли войти люди.

Весь обряд новоселья – это своеобразная жертва или благодарность умершим. И даже когда заходили в дом, то говорили, что первыми должны были бы зайти пожилые люди,
– рассказала научный сотрудник музея Леся Герасим.

В присутствии гостей зажигали печь. Если дрова в ней розгорались быстро и огонь был яркий – это предвещало долгую и счастливую жизнь. Ну и конечно, гостей нужно было хорошо угостить. Такой детальной реконструкцией входа во Львовском музее открыли отреставрированную хату. Ей почти сто лет, а привезли ее в музей в 1970 году из села Заречово, на Закарпатье. Последние годы она была в ужасном состоянии, однако за год ее полностью обновили: укрепили фундамент, стены, крышу и поставили печь.

Мастера придерживались древних технологий строительства, характерных для лемков. Крышу прошили соломой, а буковые стены замазали глиной. Потратили на это почти полмиллиона гривен. Часть денег выделил город из бюджета развития, часть дали музей и меценаты.