Интрига раскрыта, зрады нет: сексистская реклама на улицах Киева (на фото) оказалась совсем не сексистской. Но все-таки рекламой. Рекламой ивента "She Congress" – женского движения, которое, в отличие от несуществующего "Союза сексистов Украины", имеет и регистрацию, и страницу в Интернете и соцсетях.
Утром 28 октября выставленные накануне борды с оскорбительными для женщин утверждениями были перечеркнуты желтыми лентами с надписями "стереотипы под наблюдением", что также является частью рекламной кампании "She Congress".
"SHE Congress – это вдохновляющие истории незаурядных женщин, чья деятельность доказывает: женщине подвластно все. Наши спикеры уже развенчали мифы о том, что возможно, а что невозможно для женщины в бизнесе и в жизни. Теперь они помогут расширить горизонты вам", – отмечается в объяснении деятельности конгресса на его официальном сайте. Одним словом, правы те, кто с самого начала увидел в подобной рекламе жесткий "стеб" и сознательную провокацию, а не домостроевские установки патриархальных мужчин.
Итак, хэппи энд? Можно зачехлить орудия и заняться другими делами? Не совсем так. Хотели этого дамы-феминистки, или нет, но в качестве бонуса они получили внимание не только к своей структуре, но и к проблемам внешней рекламы в Киеве. Проблемам старым и нерешенным. С них мы и начнем.
Вот так выглядели неполиткорректные призывы уже на следующий день
Найти крайнего
Когда "сексистские" плакаты только появились, за расследование относительно них взялась народный депутат Ирина Суслова. Но наличие мандата не способствовало продвижению в этом деле.
Инспекторы "Киеврекламы" не помогли найти владельца скандальных "лайтпостеров". Но немного погуляв по реестрам, мы поняли, что рекламные средства на фото, скорее всего, принадлежат "РИА "Медиа-авеню",
– написала она на своей странице в Фейсбуке 27 октября.
Впоследствии, правда, все вопросы были решены, но без вмешательства коммунального предприятия "Киевреклама". Именно "РИА "Медиа-Авеню" и вывела соискателей на "She Congress", но, как пишет Суслова, "КП "Киевреклама", так же, как и отдел рекламы Департамента градостроительства КГГА разводят руками, поскольку не имеют полномочий контролировать контент. Они выдают только разрешения на размещение рекламного средства, то есть установку биг-борда, сити-лайта и тому подобное. За контент ответственна компания, которая такое разрешение получила".
Проблема незаконной наружной рекламы в столице стара как мир. И именно нарушение требований ее размещения на этот раз добавило детективную нотку в историю с ССУ. Ведь согласно Порядку размещения рекламы в городе Киеве, на рекламных средствах должны указываться номер разрешения и контакты владельца,
– добавляет депутат.
Мистификация с ССУ (то есть с вымышленным "Союзом сексистов Украины"), безусловно, сойдет с рук производителю рекламы. А им является как раз "РИА "Медиа-Авеню".
И что можно инкриминировать как "РИА "Медиа-Авеню", так и "She Congress"? Жестокую шутку? Оценочные суждения?" У нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы", – говорит один из персонажей Гоголя. "Женщина-руководитель – всегда стерва" - это примерно из той же оперы. Вот если бы на плакатах были призывы к дискриминации женщин по признаку пола (например, "Освободим всех женщин-руководителей!"), в этом случае как заказчикам, так и производителям такого креатива можно было бы "впаять" нарушение 24-й статьи Конституции.
Но поскольку этого нет – нет и состава преступления или административного правонарушения. Можно, конечно, говорить об ответственности политической и апеллировать к руководству города. Но это по меньшей мере наивно. К тому же, как уже разъяснили Ирине Сусловой, КП "Киевреклама" ответственности за контент не несет. Да и не до контенту этому КП – его сфера интересов не пересекается с проблемами сексистов или антисексистов.
По Фрейду, у украинских рекламщиков – только одна забота и одна болевая точка
Деньги любят тишину. И чиновников
Ежегодно столичный бюджет из-за злоупотребления чиновников недополучает сотни миллионов гривен от размещения наружной рекламы, говорит лидер "Демальянса" Василий Гацко. По его словам, проверка наружной рекламы на улицах Киева зафиксировала, что поступления от рекламы в бюджет занижены в разы, а по отдельным рекламным носителям – в сотни раз.
Коррупция в этой сфере была до Кличко и успешно процветает при нем,
– говорит Гацко.
По его мнению, только пара центральных улиц, увешанных, как елка гирляндами, рекламными "растяжками" над проезжей частью, за год должна дать городу около 700 тысяч гривен, но КП "Киевреклама" запланировала получить в 2016 году именно по этому виду рекламных средств менее 50 тысяч со всего Киева.
Возникает закономерный вопрос: почему все происходит именно так, а не иначе? Потому что КП "Киевреклама" никогда не было эффективным регулятором. За годы своего существования это коммунальное предприятие не только не решало, а еще и приумножало проблемы.
Проблемой №1 стало отсутствие обобщенного учета рекламных носителей в Киеве. Проблемой №2 – сложный, запутанный порядок оформления разрешительной документации. Поэтому в городе царил и царит настоящий рекламный хаос. К тому же, густо замешанный на нарушениях при выдаче разрешительной документации и на избирательном демонтаже вместо плановой системной работы с нарушителями правил установки рекламы.
Когда функции КП "Киевреклама" были переданы Департаменту градостроительства и архитектуры КГГА, последний нашел более 10 тысяч незаконных рекламных носителей. Но демонтирована из них была только часть. Как отчитывается сейчас Департамент, из тени были выведены 6 тысяч нелегальных квадратных метров рекламы, что дало дополнительно 7 миллионов гривен доходов в городской бюджет. В целом же, в 2015 году в бюджет благодаря работе предприятия уплачено 152 миллионов гривен.
И все же, по словам Натальи Гончаровой, начальника отдела рекламы Департамента градостроительства и архитектуры КГГА, сегодня в Киеве треть из 27 тысяч рекламных носителей установлена незаконно.
Виноваты не только предприниматели, нарушившие правила, но и неправильная структура регулирования рынка. Иногда предпринимателям не остается другого выхода, как нарушать закон, потому что ожидание разрешения слишком длительное, а общая схема размещения носителей, которая указывала, где и что можно размещать, до сих пор не утверждена, хотя концепция существует. Как результат, из-за закостенелости разрешительной системы Киев теряет ежегодно около 26,8 миллионов гривен. Это средства, которые недополучены из-за затягивания выдачи разрешительной документации,
– говорит Гончарова.
Однако самое удивительное то, что Наталья Гончарова, которая сегодня ругает "Киеврекламу", указывая на коррупционную составляющую в ее работе, до недавнего времени и возглавляла это коммунальное предприятие. Вторая странность – в том, что упомянутое КП продолжает свое существование. И не только продолжает, но и позволяет себе нарушать директивы КГГА. Так, в частности, по решению городских властей, с 1 марта 2016 года деньги за размещение наружной рекламы должны поступать непосредственно в городской бюджет. Для этого КП "Киевреклама" и соответствующий департамент должны перезаключить договоры со всеми участниками рынка. Однако это сделано так и не было.
Зато известно о том, что совокупные убытки от деятельности киевских коммунальных предприятий в целом достигают 450 миллионов гривен. Для чего содержать целое нашествие не только не полезных городу, но и вредных работников – вопрос отдельный. Хотя "Киевреклама" и не является лидером в списке самых убыточных КП (здесь первенство принадлежит жилищно-эксплуатационной сфере), она между тем не отстает, привнося свою лепту в коррупционный рассадник под названием "власть". Поэтому не удивляйтесь тому, что 42% экономики в Украине находятся в тени, хотя это тема для отдельного разговора.
В Европе за сексизм наказывают даже картошку
Когда в начале года в Кельне происходили массовые нападения на женщин, в поддержку последних по Европе прокатилась волна манифестаций
Однако вернемся к сексизму. Фонд "She Congress" сделал коммерчески правильный шаг, обратив с помощью скандала внимание к своей организации и ее проблематике. Однако можно ли было сделать это более "гуманным" способом? Собственно, вопрос этот риторический и сейчас уже неактуален – что сделано, то сделано. Однако вряд ли такой способ действий нашел бы одобрение в любой европейской стране. Почему-то есть ощущение, что там бы юмор подобного рода не оценили.
В Германии, например, со всей серьезностью требуют прекратить называть сорта картофеля исключительно женскими именами. В петиционную комиссию при Бундестаге недавно поступило онлайн-обращение как раз по указанному выше "картофельному" поводу. По подсчетам инициатора онлайн-обращения, "женские" названия носят около 90 из более 200 признанных в стране сортов.
С сознательным гражданином, который встревожился из-за картошки, пытались объясниться чиновники.
Начнем с того, что картошка – женского рода, поэтому женские имена здесь напрашиваются сами собой. Исторически сложилось, что селекционер, который выводил новый сорт, всегда имел право называть его, как хочет. Обычно для этого он использовал имя жены, дочери и тому подобное,
– объяснял в интервью "Дойче Велле" Ханс-Хорст Долг, сотрудник Федерального ведомства по допуску сортов сельскохозяйственной продукции.
Но это не стало аргументом для автора петиции: восстановили же половое равноправие в названиях природных явлений, так почему бы не сделать этого и в сельском хозяйстве? Он сослался на прецедент: на отмененную традицию называть антициклоны, несущие сухую и солнечную погоду, мужскими именами, а циклоны, приносящие ветры и дожди, – женскими. Чтобы никто не обижался, с 1998 года выбор их названий в Германии зависит от года, то есть за плохие погодные условия мужчины и женщины теперь "отвечают" по очереди.
К подобным аппеляциям в высокие инстанции по мелочным (казалось бы!) вопросам можно относиться по-разному: как к попытке побеситься с жиру или как к росту социальной и антидискриминационной культуры в стране. Возможно, в кутье часто перебарщивают с медом, однако намерение защитить достоинство женщины всегда похвально.
В Америке экипаж рейса Alaska Airlines, летевший из Сиэтла в Бербанк, высадил (к счастью, еще до взлета) пассажира, который позволил себе неуместные комментарии в адрес симпатичной стюардессы. В ходе предполетного инструктажа один остряк-неудачник громко воскликнул "Секси!", когда стюардесса начала показывать, как надевать спасательный жилет.
А в Швейцарии сейчас идет кампания под хэштегом #SchweizerAufschrei ( "Швейцарский крик"), которая обусловлена весьма неосторожным заявлением Андреи Гайсбюлер из Швейцарской народной партии. В интервью депутат парламента заявила, что в Швейцарии следует ввести более строгое наказание для насильников. Однако, если "некоторые женщины сами виноваты, что были изнасилованы", то к их насильникам стоит проявлять снисходительность. Нет сомнений в том, что эта фраза будет стоить фрау Андрее политической карьеры.
Подобных примеров очень острой реакции цивилизованного мира на проявления сексизма можно привести немало – материала хватит на целую диссертацию. Однако ни одного случая шутливого отношения к проблеме нам найти не удалось. Поэтому здесь что-то одно из двух: либо Украина еще не доросла до европейских ценностей, либо уже переросла их, если способна отнестись к данному вопросу с сарказмом. Однако, если говорить об акции "She Congress", то, пожалуй, следует встать на защиту не только женщин, но и людей, которые не имеют столь утонченного чувства юмора. Не всем дано так тонко чувствовать иронию, когда речь идет о болезненных вопросах. И это следует учитывать.
Читайте также: Подборка шокирующих ретро порно-афиш (18+)