Работа над новым образовательным стандартом, по словам министра образования Лилии Гриневич, длилась 2 года. При этом был использован опыт 7 стран – Финляндии, Сингапура, Ирландии, Шотландии, Франции, Канады и Польши. Целью изменений, согласно образовательной реформой, станет для учеников приобретение компетенций вместо знаний, развитие интереса и повышение мотивации для учителей – больше свободы в деятельности, но – и уважение достоинства ученика.

Читайте также: Кардинальные изменения в системе образования: как учить украинцев

Задача учителя – абсолютно каждый ученик

Как объяснила в комментарии сайту "24" эксперт реанимационного пакета реформ, соучредитель и директор общественной организации "Украинский научный клуб", депутат Киевсовета Наталья Шульга, в новом образовательном стандарте предусмотрена свобода для учителя. Педагогический коллектив, директор, но прежде всего – учитель начальных классов – будут определять, каким образом лучше достигать поставленных целей.

Теперь у него нет ограничений. Он может делить детей на группы по несколько, как ему удобно. Основой изменений является ребенкоцентричное образование. Учитель обязан отслеживать мотивационные предпочтения каждого ребенка. Дети отличаются по своим интересам, мотивациям, и задача учителя – идентифицировать их и создать условия для развития персонально каждого ребенка. Как он это будет делать – зависит от подготовки и фантазии учителя,
– отметила эксперт.

Причем, по ее словам, если даже большой класс – учитель обязан обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для этого ему дана свобода на основе стандарта быть настолько креативным, насколько он только может.

Процесс будет плавно переходить от дошкольного образования, основанного, в основном, на игровом компоненте, в учебном процессе, в значительной степени будут использовать игровой компонент, чтобы дети не чувствовали резких изменений, и чтобы им было интересно и они с удовольствием шли в школу.

Без "домашки" и парт рядами

Цель нового образовательного стандарта – организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учителя перестали нагружать детей домашним задачами, а учились у финских коллег, которым удается достигать лучших в мире результатов без домашних обременений. У нас же большинство домашних заданий выполняют родители, а не ученики, в чем тут смысл – трудно понять. Это имитация образования. А на местах мы теперь имеем больше возможностей, и обязаны создать такие условия, чтобы дети хотели идти в школу, отметила Наталья Шульга.

"Свобода учителя", о которой говорила эксперт, означает, что учитель будет решать, каким образом и в какой форме не только учить детей, а также как организовать пространство в классе, какие задачи и кому из детей дать. Итак, уходят в прошлое и неудобные парты в строгие ряды.

В Киеве уже построены несколько новых школ, и мы с архитекторами специально закладывали возможность пространств-трансформеров, таких больших залов, которые могут быть преобразованы на что угодно, от бального и конференц-зала в зал соревнований. И цвет стен, и мебели подобраны таким образом, чтобы было уютно и удобно для детей. Новые здания учитывают требования энергоэффективности, уровень освещения и т.п.,
– уточнила эксперт.

При этом, по ее словам, в старых школах тоже будут создаваться более комфортные условия. Нашими украинскими разработчиками создана детская мебель, которой можно заменить ту, что есть в школах. Кроме того, эти парты можно будет не ставить в ряды по два, а цветочком или иным интересным детям и учителю способом. Местное самоуправление должно заложить средства на переоборудование мебели и закупку необходимых материалов.

Новый подход к результатам обучения

С сентября 2018-го для первоклассников определены общие и обязательные результаты обучения по 9 отраслям: культурно-литературной, математической, естественной, технологической, информатической, социальной и здоровьеохранной, физкультурной, гражданской и исторической, художественной.

В качестве примера, разницы между общими и обязательными результатами обучения заложенные в стандарт положения, должны развивать академическую добродетель у детей.

Сейчас мы сетуем на проблемы с академической добродетелью в высшем образовании. Однако, если мы не будем закладывать основы уважения к интеллектуальной собственности в школе, решить этот вопрос в высшем образовании не удастся. Если мы пропагандируем в школе восприятие списывания как помощи, а не кражи, мы не можем ожидать других результатов,
– акцентировала министр Гриневич.

Поэтому в стандарте заложены общий результат обучения "Соблюдение норм правового взаимодействия". А в обязательных результатах обучения уже конкретные требования: после 2-го класса ребенок должен "определять авторство своих работ. Выявлять уважение к авторству других лиц"; после 4-го класса ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила использования собственных и чужих произведений.

Подробнее реализация обязательных результатов обучения будет выписана в типичной программе.

"Новые" учителя

Конечно, подчеркнула Наталья Шульга, на учителей сейчас будет большая нагрузка, они должны отвечать современным требованиям.

В Минобразования уже идет масштабное повышение квалификации учителей, что предусматривает обучение всех педагогов, которые будут вести первые классы с 1 сентября 2018 года. Для таких педагогов приказом МОН утверждена типовая программа повышения квалификации, состоит из дистанционного онлайн-курса на портале EdEra и трех очных сессий в областных институтах последипломного педагогического образования, в пределах которых специально подготовленные тренеры закрепят знания педагогов на практике.

Учителя сейчас проходят переподготовку специально для того, чтобы тот, кто не знал и не интересовался, не был ознакомлен – ознакомился с методами работы по новому стандарту. Есть специально созданный сайт – nus.org.ua, на котором есть курсы, и дистанционные, и в реальном времени, чтобы "подтянуть" учителей, которые требуют дополнительных знаний до уровня требований современного стандарта,
– пояснила Наталья Шульга.

Она добавила, что параллельно у нас будет меняться подход к подготовке учителей университетов, мы будем требовать не один месяц педагогической практики, а три года. Тогда будущие учителя смогут быть помощниками учителя, а не просто наблюдателями на задней парте.

"Учитель должен быть современным, иначе он не может претендовать на уважение и любовь учеников. Быть примером для них, привлекательно, а не повелительно. Первые два года не будут иметь оценки цифрой. Оценивается прогресс ученика. Если он не прогрессирует – нужно подключать родителей, чтобы понять почему ребенок не прогрессирует, что мешает, дома или в классе", – подытожила Шульга.

Деньги для реформы

В Минобразования отметили – это впервые реформа поддержана значительным финансовым ресурсом для старта. В частности, 998,7 млн предусмотрено на обеспечение учащихся начальных классов учебными средствами и мобильной мебелью, 163,818 млн – на приобретение техники для начальной школы, 386,5 млн – повышение квалификации учителей, 48,349 млн – на учебно-методическую литературу для начальных классов и 272,382 млн грн – на учебники для 1-го класса. Вместе это составляет 1 млрд 869 млн 812 тыс гривен.

Все деньги на материально техническое обеспечение пойдут на места. И на этом этапе очень важно, чтобы было продуктивное сотрудничество и партнерство между органами местного самоуправления и МОН. Мы со своей стороны дадим рекомендации по оборудованию – какими характеристикам оно должно обладать, какие функции выполнять. Ведь мы не можем позволить, чтобы такие значительные государственные средства использовались на закупку старого оборудования, которое у некоторых производителей стоит на складе, и они просто заинтересованы его сбыть,
– пояснила Лилия Гриневич.

Когда ждать результатов

Введение новых государственных стандартов будет постепенным, напомнили в Минобразования. По ГОСТ начального образования первоклассники начнут учиться с 1 сентября 2018 года. Стандарт базовой школы должен стартовать с 1 сентября 2022 года, а стандарт старшей школы – с 1 сентября 2027.

Наталья Шульга уточнила: "Время реформы – 12 лет. Если быть формальным, на результат надо смотреть в 2031 году. Но мы хотели бы видеть первые изменения уже в 2019 году. Хотя бы на уровне оценки, как дети, пришедшие на новый стандарт с подготовленными учителями, справляются, есть ли сравнительные изменения. Параметры с прошлых лет у нас есть, и мы сможем сравнить, каким образом происходит процесс трансформации хотя бы в городах".

Читайте также: В украинских школах введут финансовые отчеты: что изменится