В новом выпуске спецпроекта "33 момента гордости" 24 Канал рассказывает подробнее о пути, который прошел украинский бизнес.

Читайте также Украина задает тренды: самое интересное о цифровой трансформации и кто еще мечтает иметь собственную Дію

"Челноки" как двигатель предпринимательства

Поколение предпринимателей на заре Независимости должно было формировать рыночные институты, не имея ни культуры, ни опыта управления частной собственностью. Слово "предприниматель" до сих пор ассоциировалось не с успехом и деньгами, а скорее с уголовной ответственностью. Драйверами процесса должны были стать те, кто был готов на авантюризм и собственными руками строить кооперацию, свободный рынок и буквально "толкаться локтями" с конкурентами.

И такие нашлись. Причем к предпринимательству их побуждали не возможности, а скорее безысходность, ведь со стабильностью у молодого государства было не все гладко.

Это было поколение так называемых "челноков" – людей, которые покупали товар дешевле в одних местах и перепродавали дороже в других. То, что раньше считалось "спекуляцией", по сути заложило основы современного ритейла.

Взлет ИТ и нация предпринимателей

В 1998 году экономическая ситуация была крайне сложной. ВВП упал до 1000 долларов на душу населения, а макробизнес страдал от налоговиков Николая Азарова. Страну нужно было спасать, и для этого ей нужен был защищенный и стабильный средний класс. Прежде всего это касалось около 3 миллионов украинцев, которые торговали на базарах.

Приближались выборы 1999 года, и Леонид Кучма в желании повысить свою популярность прислушался к советникам и подписал закон об упрощенной системе налогообложения, которая начала действовать с 1 января 1999 года. Ставку налога определяли местные советы: 20 гривен в месяц минимальная и 200 гривен для тех, кто работал с корпоративным сектором. Бизнес начал выходить из тени: в том же году более 110 тысяч предпринимателей официально оформили свою деятельность.

ІТ-услуги стали одним из ключевых экспортных направлений Украины / Фото Pixabay

Эта модель приобрела широкую популярность, поэтому показатель начал стремительно расти. Вскоре удалось "пробить" отметку в миллион, а уже в начале 2010-х в Украине было более 2,5 миллиона ФЛП. После Революции Достоинства началась отрицательная динамика, и в 2018 году показатель опустился ниже отметки в 2 миллиона. Его рост сдержала и война, однако тот факт, что в 2023 году в Украине зарегистрировали деятельность 300 тысяч новых предпринимателей, позволяет предполагать, что новые рекорды еще впереди.

Смельчаки сорвали джекпот

Начинать большой бизнес в условиях безумной экономической и политической нестабильности кажется не слишком удачным решением. Вместе с тем многие крупные компании, которых сейчас можно считать украинскими гигантами, ведут свою историю именно с тех смутных времен. Благодаря смельчакам, которые были готовы строить новый бизнес на остатках советского наследия, Украина начала "знакомство" с тем, что называется крупный частный капитал.

В 1992 году на базе легендарной винокурни в Немирове родилась компания Nemiroff, которая начала не просто активно завоевывать рынок, а уже через 2 года открыла экспортный потенциал украинской продукции. Вряд ли основатели компании №1 по экспорту водочных напитков и официального спонсора UFC тогда верили, что смогут достичь такого колоссального масштаба.

Nemiroff удалось достичь мировых вершин / Фото Nemiroff

Похожая ситуация была и с сетью АТБ. 6 обычных советских магазинов в Днепре вряд ли имели потенциал всеукраинской сети продуктового ритейла, однако бизнес – это сфера, где вдохновение, желание развиваться и создавать иногда имеют куда более весомую роль, чем логика и анализ внешних факторов.

Хватало авантюризма и транснациональным FMCG-компаниям. В 1994 году British American Tobacco подписала учредительный договор и устав с Прилуцкой табачной фабрикой.

Толчок развитию крупного частного бизнеса дал закон 1992 года о приватизации имущества. За следующие два года было приватизировано более 12 тысяч объектов, а на базе бывшего советского производства и институтов появлялись новые производства. Этот путь прошел лидер по производству лекарственных средств в Украине и ведущий экспортер национальной продукции на рынки более 50 стран мира "Фармак", который начинал свою деятельность на базе Киевского химико-фармацевтического завода имени М.В. Ломоносова.

Приватизация дала большой толчок для развития бизнеса / Коллаж 24 Канала

Большой украинский бизнес начинал свой путь в условиях, когда успех казался сказкой, риск ради которой выглядел опрометчивым. Однако Украина – это государство возможностей, которые открываются тем, кто готов ставить амбициозные цели и бросать вызов пессимистическим прогнозам.

"Житница Европы" родилась из бартеров

Не меньший путь прошел и агропромышленный комплекс. Колхозная модель агробизнеса пыталась функционировать и после обретения Независимости. Но, как и прогнозировалось, она не была эффективной. Некоторое время двигаться по инерции помогали бартеры: предприниматели поставляли колхозам топливо и другие необходимые товары, а взамен получали оплату в агропродукции. Бартер защищал поставщиков от гиперинфляции, однако сами колхозы начали приходить в упадок, поскольку развиваться без капитала и на "продуктовой валюте" было невозможно.

Агросектор – "визитная карточка" Украины / Фото Pixabay

Колхозы начали банкротиться, а поставщики медленно становились владельцами имущества (в расчет долгов) и начинали аграрный бизнес. Опыта колхозным агрономам хватало, а украинские зерновые почти сразу получили большой спрос за рубежом. Конечно, обновление материально-технической базы требовало времени, однако агросектор развивался практически непрерывно. Экспортного пика удалось достичь в 2019 – 2020 годах – за границу отправили 57,2 миллиона тонн зерновых.

Сегодня украинский агропромышленный комплекс является одним из самых мощных игроков на континенте. Да, нынешняя ситуация нанесла сфере тяжелый удар, однако нет сомнения, что впоследствии все вернется к положительной динамике, тем более если учесть, какой путь уже пришлось пройти.

Сервис, который покоряет

Украинский сервис готов уже сейчас соревноваться за первенство на глобальной арене. Быстрый мобильный банкинг, доступный качественный интернет, сфера обслуживания, инновации, логистика – уже сейчас есть много сфер, в которых иностранцы могут искать решения для себя и пытаться "сделать так, как в Украине".

Яркой иллюстрацией к этому тезису станет успех Nova Post на европейской арене. Скорость логистики и удобство обслуживания быстро покоряют местные рынки, а сеть отделений компании постоянно разрастается как внутри страны, так и в новых локациях.

Nova Post быстро завоевывает Европу / Фото – Nova Post

Lviv Croissants, "Черноморка", "Пьяная вишня", Rozetka, Monobank, Ajax Systems, Depositphotos – перечень можно продолжать на несколько абзацев, и это не считая технологические компании.

Украинской бизнес-культуре всего несколько десятков лет, она продолжает развиваться, трансформироваться и адаптироваться к новым реалиям. Но очевидно – у наших предпринимателей просто безграничный потенциал, который мы непременно реализуем в будущем.