Один из корифеев украинского бытового театра Иван Карпенко-Карый оставил в наследство 18 законченных пьес и 3 небольшие отрывки, которые остались в черновиках, отмечает 24 канал.

Читайте также Странствующая библиотека XVII века: захватывающие фото

Короткие и малоизвестные факты из биографии драматурга

  • Настоящее имя – Иван Карпович Тобилевич. А для своего псевдонима – Иван Карпенко-Карый, он использовал имя отца и любимого литературного персонажа Игната Карого – герой пьесы Тараса Шевченко "Назар Стодоля".
  • Он имел двух братьев и сестру: Николай Садовский, Панас Саксаганский и Мария Садовская-Бариолитти. Интересно, что все они были корифеями украинского театра.
  • В 14 лет Иван Тобилевич служил секретарем полиции в Елисаветграде. Но атмосфера чиновничества ему не нравилась, поэтому он убежал домой. Прошел пешком 50 верст (около 53 километров).
  • В 1883 году в первом номере журнала "Рада" в свет выходит его повесть "Новобранец". Но дальше он специализировался на драматургии.
  • Иван Карпенко-Карый писал пьесу только тогда, когда полностью "выносил" ее в голове. А когда садился писать, это было обычно ночью, то писал, не замечая ничего вокруг.
  • Наивысшего уровня Иван Тобилевич достиг в жанре комедии, именно сатира стала творческой стихией художника.

Драматург оставил 18 готовых пьес / Фото library.kr.ua

Экранизированные пьесы Ивана Карпенко-Карого

  • "Мартин Боруля" была экранизирована в 1953 году. В фильме рассказывается о простом крестьянине Мартина Борулю, который решил получить себе дворянский чин. Но в погоне за фальшивыми ценностями, он теряет все.
  • Фильм "Служанка" был снят на киностудии Довженко. В прокат в УССР он вышел в январе 1964 года. Молодая девушка, которую обманул заезжий улан, подбрасывает внебрачного сына в чужую семью.
  • "Сто тысяч" вышла в 1957 году.
  • "Хозяин", 1976 год.
  • Пьесу "Житейское море" экранизировали в 1983 году. Сюжет комедии разворачивается вокруг судьбы главного героя, ведь актер живет двойной жизнью. Он молниеносно погружается то в мир счастливых семейных отношений, то в водоворот артистического закулисья.

"Сто тысяч" – пьеса Тобилевича / Фото wikipedia.org

Цитаты о творчестве Ивана Карпенко-Карого

Иван Франко, описывая творчество Ивана Карпенко-Карого, отмечает, что он в своих драмах разбирает насущные потребности и духовные интересы украинского села. А цензурный запрет, из-за которого писатель обращался исключительно в крестьянской сфере, заставил его углубиться в душу народа.

Цензурный запрет ... был для Ивана Карповича принуждением к углублению в душу народа, к принудительной обсервации самых разных сторон народной жизни, которая раскрывала перед ним каждый раз другие, все более широкие перспективы той жизни и предоставляла каждой его драме больший, жгучий интерес.

А украинский театровед Ростислав Пилипчук, говорил:

Драматическое творчество Карпенко-Карого – это высшее достижение нашего классического театра, театра корифеев, что стало школой для украинских драматургов нового времени.

Мысли Ивана Тобилевича о театре

  • "Не каждый художник – художник, не каждый писатель – писатель, не каждый врач – врач: везде нужен талант! Это прежде всего", – из пьесы "Суета".
  • "Из театра, как из храма торговцев, надо гнать и фарс, и оперетту, они – позор искуства, потому что вкус портят и только радуются пороком! (...) В театре играть должны только настоящую литературную драму, где страдание души человеческой тревожит каменные сердца и, кори ледяного равнодушия на них разбив, проводит в духа слушателя желание правды, желание общего блага, а пролитыми над чужим горем слезами убиляють его душу более снега!" – из пьесы "Суета".

Портрет Ивана Карпенко-Карого / Фото wikipedia.org

Сцена – мой кумир, театр – священный храм для меня,
– говорил известный драматург.