Государственная служба качества образования опубликовала социологическое исследование касательно качества образования в сельских школах.
Интересно, что ученики часто указывали, что им трудно разграничить школьную и внешкольную жизнь. Прежде всего потому, что именно в школе они имеют друзей и проводят немало времени.
К тому же, они жалуются, что других мест для социализации молодежи в их селах нет.
Что детям в селах мешает учиться
Для оценки качества обучения в школе ученикам предложили высказать свое видение относительно восьми утверждений, которые описывали процесс обучения в скорее негативном свете.
Результаты опроса:
- 14% респондентов соглашаются, что им неинтересно учиться и что обучение слишком сложное для них,
- 8% отмечают невозможность получить хорошие оценки из-за предвзятого отношения учителей, страха сделать ошибку и из-за насмешки учителей и/или учащихся,
- 4% респондентов говорят о непонимании – зачем им образование, некомфортном чувстве в школе из-за психологического или физического насилия, о том, что они уже работают и зарабатывают деньги, поэтому обучение им не нужно.
В то же время среди барьеров для обучения ученики называют:
- чрезмерная учебная нагрузка, в частности для тех, кто готовятся сдавать ВНО;
- объем домашних заданий, которые, по словам учеников, “не успевает проверять и сам учитель”;
- большое количество предметов, целесообразность которых как обязательных непонятна ученикам, устаревшие методы и подходы к преподаванию.
Большинство участников исследования утверждали, что школам не хватает "современности" в обустройстве образовательного пространства. Отдельно:
- недостаточно современной удобной мебели;
- не хватает лабораторий для опытов на уроках физики, химии и биологии;
- чрезмерное теоретическое преподавание предметов и нет практической составляющей;
- нет места для питания в школе;
- нехватка литературы в школьных библиотеках.
Какова идеальная школа для сельских учеников
Идеальная школа, по их мнению, – это заведение, где:
- их поддерживают учителя и одноклассники;
- царит дружеская и доброжелательная атмосфера;
- развитая современная и качественная инфраструктура;
- присутствуют современные подходы учителей к подаче материала;
- нет травли и дискриминации.
Ученики считают важным свое участие во внеклассных мероприятиях и в более системной работе над обустройством территории школы, озеленением и тому подобное. Так для них формируется благоприятная образовательная среда.
Мысли об идеальном учителе. Школьники больше всего ожидают от педагогов поддержки, мотивации, понимания и уважения. Они хотят доверять учителям, как другу / подруге и советоваться по разным вопросам.
Также они хотят, чтобы учителя интересно, доступно и профессионально преподавали материал и без помех разъясняли дополнительно, если ученикам не понятно что-то по предмету.
По их мнению, “идеальные” учителя не разделяют класс на “любимцев” и относятся ко всем одинаково, независимо от уровня знаний или социального статуса ученика.
Позитивные и негативные практики учителей сельских школ / Инфографика: ДСЯО
К слову, канадские ученые исследовали связь онлайн-обучения с психическими проблемами у школьников. По их данным, дистанционка повышает риск развития депрессии и тревожности у учащихся старших классов. Детали – читайте в статье.