"Раз в века земля, в данном случае украинская, рождает такого гения и такой была Катерина Васильевна Билокур", - говорит Галина Бескоровайная (Национальный музей украинского народного декоративного искусства).

Более ста лет назад в селе Богдановка на Киевщине, в семье простых тружеников рождается дочь. Чтобы сэкономить на одежде, в школу ее не отдают. Маленькая Катерина самостоятельно изучает букварь и на том ее образование заканчивается.

Но начинается непростая творческая судьба. Чтобы приучить к труду, рисовать строго запрещают. Рисует девушка тайком, углем на холсте.

А из-за отсутствия школьного аттестата в Миргородском техникуме даже отказываются взглянуть на ее работы. Тайны живописи Билокур открывает самостоятельно. Учится рисовать масляными красками и грунтовать холст. С волос, которые выбирает из кошачьего хвоста, делает кисти.

"А имела бы она образование, пошла в школы те советские, художественные, и ее бы переформатировали на свой лад. А может говорили, что цветов не надо, а Сталина нужно, но может сказали, что цветов не надо, а штык надо", - говорит Галина Бескоровайная.

Ее картины завистники называют "чертовым промыслом", и далее осуждают родные. В отчаянии Билокур пробует утопиться, впрочем выживает, но серьезно простуживает ноги. Ходить нормально она теперь никогда не сможет, но хоть и с проклятиями, родители соглашаются с дочкиным рисованием. У Билокур "вырастают крылья".

"Иногда ее картины имеют такой желтоватый, коричнево-желтоватый цвет. И почему так? Искусствовед может говорить - это такое ощущение осени и ноября, а она в письме пишет очень просто - "а у меня просто не было других красок". Но она могла так хорошо почувствовать эти два цвета и соединить их в такой большой гармонии - это все-таки Божий дар", - считает Галина Бескоровайная.

Все впечатления от увиденного художница фиксирует еще и в собственных рукописях. Пишет их так же вдумчиво, как и свои картины. Одна из таких, оставленный певице Оксане Петрусенко, и становится судьбоносной.

И обращает внимание на необычную девушку и клочок полотна с нарисованной веткой калины в нем. После небольшой выставки, организованной ею в Полтаве, о Билокур начинают говорить.

"Рассказывают о том, что когда она увидела неизвестную цветок - она ​​ее раньше не видела, в той местности, где жила Катерина Васильевна Билокур - этого цветочка не было, даже названия нет у этого цветочка. Но она его увидела. И говорят, что настолько этот цветочек впечатлил Катерину Васильевну Белокур, что она потеряла от этого сознание", - рассказывает Галина Бескоровайная.

Работы Билокур экспонируются во многих советских республиках, женщину награждают уважительными государственными наградами и званиями. А сами работы окрещивают "цветочной иконописью".

"В Катерине Васильевне Билокур сочетались нежность женщины, ощущение художника - она ​​умела видеть окружающий мир и умела его хорошо передавать", - говорит Галина Бескоровайная.

"Есть ли у нее ужас хоть на одном полотне - нет. Есть ли у нее страшная скорбь - нет. А только удивительно мудрая печаль ", - отметил искусствовед, писатель Валерий Лапикура.

В 50-е, после выставки в Париже, о художнице заговорили в мире. В современной же Украине ее именем называют премию за выдающиеся произведения народного искусства, пластовой курень тернопольской станицы и даже улицу в столице. Правда, за территорию Украины ее работы уже не вывозят.

"Когда она писала, она не придерживалась технологии живописи. Поэтому, если возить часто, то можно было бы нанести непоправимый вред самим произведениям, а они слишком дня нас, для музейного фонда Украины, чрезвычайно ценны, чтобы ими рисковать", - говорит Адриана Вялец (Национальный музей украинского народного декоративного искусства).

В 2009 судьбу Билокур на сцене Театра Франко переплетают с историей Фриды Кало в пьесе "Два цветка цвета индиго". А искусствоведы уже не оценивают ее творчество в художественных категориях. Говорят, это нечто гораздо выше.