История конфликта

Осенью 1945 года по инициативе США Корея, оккупированная Японией, была разделена на две оккупационные зоны — южную и северную. Первая попала под юрисдикцию Соединенных Штатов, вторая — Советского Союза. Демаркационная линия проходила по 38-й параллели. Предполагалось, что такое разделение является временным и после того, как в разделенной Кореи будут проведены демократические выборы, обе половины объединятся, превратятся в единую и независимую страну и жить в мире и согласии. Не судьба. В результате проведенных на Севере и Юге сепаратных выборов мира появились два новых государства — Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея соответственно. Постепенно отношения между новыми государствами обострялись.

Конфликт начался 25 июня 1950 года с наступления северокорейских войск на юг. Историки расходятся в трактовке причин нападения: одни говорят, что он был санкционирован Москвой, другие — что это была личная инициатива Ким Ир Сена, который с первых дней войны занял пост верховного главного командующего КНДР. При этом, для США нападение КНДР стал однозначно неожиданностью — за несколько дней до того госсекретарь Дин Ачесон в докладе Конгрессу заявил, что вероятность войны крайне низка.

В день наступления президент США Гарри Трумэн отдал приказ о вступлении американских ВВС и ВМС, дислоцированных на Дальнем Востоке, в боевых действиях против КНДР. Позже он санкционировал и действия сухопутных войск. В начале июля по решению Совбеза ООН в распоряжение созданного США объединенного командования многонациональных сил ООН свои военные формирования направили 16 государств, еще пять — предоставили медицинские подразделения.

Сначала военные действия развивались в пользу Северной Кореи. В результате нескольких операций КНДР захватила большую часть территории Южной Кореи, оттеснив южнокорейские силы к морю. 16 сентября Южная Корея и ее союзники перешли в контрнаступление, отвоевали потерянную территорию и перешли за 38-м параллель. Такой стремительный успех заставил Китай и СССР задуматься об оказании помощи Северной Корее. В конце октября в 1950 году на территорию Кореи были введены китайские войска, которые, чтобы не провоцировать международного конфликта, называли себя "китайскими народными добровольцами". Советский союз ограничился воздушной поддержкой КНДР, при этом старался не подпускать свои истребители очень близко к линии фронта. В конце концов, к январю 1951 года китайские и северокорейские силы вновь заняли Сеул.

В течение следующих нескольких месяцев противники пытались отбросить друг друга, но решительного успеха ни одна из сторон не достигла. Ситуация стала настолько патовой, что советская сторона, в конце концов, выступала с предложением переговоров на очередной сессии Генассамблеи ООН. США это предложение поддержали. Поэтому летом 1951 года стороны сели за стол переговоров, чтобы урегулировать военный конфликт, в который оказались втянутыми более двадцати стран мира. 1076 раундов переговоров, которые продолжались 2 года и 19 дней, привели к подписанию перемирия 27 июля 1953 между представителями Вооруженных сил ООН, армии КНДР и Корейской республики. Однако в полноценный мир это перемирие так и не переросло. Столкновения на линии разграничения происходят регулярно, переговоры сторон об окончательном мир успеха не имели.

Очередной виток обострения

Скачки напряжения между сторонами происходят постоянно. Последний произошел 10 августа, когда Южная Корея впервые за 11 лет возобновила в районе демилитаризованной зоны работу громкоговорителей, через которые ведется пропагандистское вещание. 20 августа КНДР из артиллерии обстреляла южнокорейских военных у границы. Сеул заявил, что северокорейские военные попытались уничтожить громкоговоритель, через который Южная Корея со своей территории транслирует антикоммунистическую пропаганду. После взаимных артобстрелов власти Южной Кореи приказали эвакуировать жителей районов, прилегающих к западной границе с КНДР.

Также появилось сообщение о том, что генералы армий США и Республики Корея договорились о "мощном отпоре" в случае начала КНДР военных действий. Их авиация уже провела "предупредительный рейд". Между тем, Северная Корея начала разворачивать артиллерию на границе демилитаризованной зоны.

При этом, если верить данным южнокорейского Министерства обороны, их противник обладает значительным потенциалом. По их информации, в Северной Корее примерно вдвое больше солдат на срочной службе (1020000 на Севере, 495000 на Юге) и резервистов (7700000 на Севере, 3200000 на Юге). Кроме этого, на Севере вдвое больше танков (4300 на Севере, 2400 на Юге), почти вдвое больше ракет "земля-земля" (100 на Севере, 60 на Юге), в полтора раза больше полевых орудий (8600 на Севере, 5600 на Юге), почти в четыре раза больше боевых кораблей и катеров (430 на Севере, 110 на Юге), вдвое больше истребителей (820 на Севере, 400 на Юге). Зато Юг преобладает по количеству бронемашин (2500 на Севере, 2700 на Юге) и вертолетов (300 на Севере, 690 на Юге). Впрочем, как отмечают эксперты, количество и качество — разные вещи: почти весь парк военной техники Северной Кореи является устаревшим.

Еще одно военное преимущество Пхеньяна — наличие ядерного оружия, которое она может применить в случае войны. Впрочем, по мнению экспертов, такая угроза пока является чисто теоретической, поскольку сама вероятность войны пока составляет примерно 0%. А очередной виток эскалации является ничем большим, чем попыткой усилить свои позиции в переговорном процессе.

Как пояснил сайту "24" политолог Виталий Кулик, время от времени руководство КНДР делает заявление о расторжении соглашения о прекращении огня, говорит о том, что не признает разделения полуострова, объявляет о начале подготовки к силовому противостоянию с Южной Кореей. Задачами, которые при этом оно себе ставит, является не развертывание полномасштабного военного конфликта, а увеличение и получение продовольственной помощи, которая предоставляется странами ООН и различными фондами.

Ранее говорили о том, что КНДР может получить не только опосредованный доступ к международным трастовым фондам для модернизации определенных секторов своей экономики, но и о том, что Китай создаст инновационную свободную экономическую зону на севере Кореи. Но Китай пока не спешит вкладывать средства в инновационные изменения в КНДР. Для того, чтобы ускорить переговорный процесс и достичь нужных позиций, Корея инициировала этот кризис и обострение. Это обычная тактика северокорейской дипломатии,
— отметил эксперт.

При этом, по его словам, Южная Корея также заинтересована в этом обострении отношений, поскольку за его счет решает собственные внутриполитические проблемы и в очередной раз доказывает свою актуальность в качестве форпоста обеспечения безопасности в этом регионе. Следовательно, стороны попытаются усилить свои переговорные позиции и начнутся новые раунды переговоров.

Директор Центра политического анализа "Стратагема" Юрий Романенко также считает, что серьезных последствий текущая эскалация иметь не будет. "Там постоянно такая напряженная ситуация. Они находятся в состоянии войны. У кого-то не выдержали нервы. Не за каждым обстрелом стоит большая геополитика. Как говорил Фрейд, иногда сигара это просто сигара. Иногда обстрел это просто обстрел, где проявился человеческий фактор", — сказал он.