Развитие технологий повлияло и на отечественных контент-мейкеров. На популярных видеохостингах и в социальных сетях все чаще появлялись развлекательные шоу. А после 24 февраля 2022 года произошел всплеск украиноязычного контента, пишет 24 Канал.

Читайте также Slotoking запустил рекордное количество игровых челленджей в Украине

Как происходила эта трансформация, почему важно активно поддерживать украиноязычный контент и что сегодня смотреть, чтобы не только развлечься и приятно провести время, но и быть в контексте современных реалий, рассказываем в новом спецпроекте Короли развлечений.

От телевидения до интернета: эволюция украиноязычного контента

История украинского контента началась давно. Сюда можно отнести первые книги и печатные издания, спектакли в театрах и даже карикатуры повстанцев, которые активно распространялись на протяжении 1940 – 1960 годов.

Но самый весомый вклад не только в информирование населения, но и в развлечения внесло развитие украинского телевидения. Пробный эфир запустили еще в 1939 году – тогда 40 минут транслировали портрет грузинского революционера Серго Орджоникидзе. Прогресс прервала война, а план развития телевидения был отложен на десять лет.

Только в ноябре 1951 года в эфир вышла первая послевоенная официальная трансляция нового Киевского телевизионного центра. На следующий день после старта проходила live-трансляция парада на Крещатике. После этого несколько раз в неделю в эфир пускали фильмы и концерты. Все это происходило в рамках регулярного обмена телепрограммами между Москвой и Киевом.

С приростом аудитории расширялся и диапазон программ. В прямом эфире транслировали как новости с места событий, так и студийные программы. А уже 20 января 1965 года в Украине появился первый постоянный национальный канал, который получил название "Украинское телевидение-1" или "УТ-1".

Несмотря на ограниченные технические возможности и небольшую тематику программ, украинское телевидение пыталось искать интересные решения для любой аудитории. Одним из таких решений были сказки от дедушки Панаса.

Каждый вечер актер Петр Вескляров рассказывал детям истории. Передача традиционно заканчивалась "песенкой дедушки Панаса". Однако самобытность программы уничтожило политическое руководство УССР, которому не нравилось, что актер выступает в украинской вышитой сорочке. Поэтому некоторое время он рассказывал сказку в черном строгом костюме. А потом и вовсе исчез с экрана. После дедушки Панаса формат передачи был изменен, а среди тех, кто рассказывал сказки, встречались и русскоязычные актеры. Да и сам формат перекочевал на российское телевидение, получив название "Спокойной ночи, малыши".

В целом интересных передач на тогдашних каналах было очень мало. А первыми, кто занял развлекательную нишу, стали Тарапунька и Штепсель. Из-за отсутствия конкуренции комический дуэт Юрия Тимошенко и Ефима Березина сразу стал популярным. Именно этим воспользовалась правящая партия РСФСР.

Сегодня считается, что с дуэта "Тарапуньки и Штепселя" началась политика языковой шизофрении в Украине. Еще тогда Тарапунька играл роль этакого суржикоязычного дурачка-хохла, а Штепсель – "умного россиянина". Впоследствии эта оппозиция проявилась в огромном количестве сериалов, которые были популярными, даже во времена независимости Украины. Однако обо всем позже.

Политика русификации украинских развлечений была последовательной. КВН, "Голубые огоньки", "Что? Где? Когда?"... Все они со своего запуска в 60 – 70 годах успешно маскировались под развлекательно-познавательные шоу, забрасывая в течение десятилетий нарратив о неполноценности украинского языка.


Телевидение в начале 90-х не отличалось уникальным контентом / Фото Shutterstock

Казалось бы, все должно было измениться с провозглашением восстановления независимости Украины в 1991 году. Однако в 90-х в отечественном телевизионном пространстве доминирование оставалось не за нами. Как андеграундное "Решето", так и популярное "СВ-Шоу" давало украинскому зрителю возможность поближе познакомиться с творчеством российских исполнителей.

Конечно, даже в это время были исключения, например, хит-парад клипов "Территория А". А с появлением новых каналов начали возникать любимые шоу молодежи: "Шиканем" с Кузьмой, "Подъем" с легендарным трио – Педан, Притула, Фреймут, одно из самых рейтинговых шоу в Украине "Караоке на майдане", "Игры патриотов" и "Майдан's". Но дешевый российский продукт смог вмешаться в дальнейшее развитие нашей индустрии и подавить ее зародыши.

Этим продуктом стали российские сериалы. По вечерам в будни целые семьи были прикованы к телевизору, чтобы посмотреть новую серию "Бригады" – сериала, романтизировавшего бандитскую жизнь. На младшую аудиторию были рассчитаны "Солдаты" и "Кадеты", которые под соусом "дружбы" рекламировали российскую армию. На выходных в эфир врывался сериал "Моя прекрасная няня", главная героиня которого была изображена все той же недалекой украинкой, семья которой приезжает в поисках лучшей жизни в "богатую и образованную" Москву.

Поскольку мы активно наращивали рейтинги эти шоу, отечественным телевизионным операторам не было смысла создавать собственный продукт. Вдумайтесь сами: продукт, предоставленный практически даром, наполняет эфир и приносит деньги. Так зачем стараться?

С развитием технологий и распространением интернета появились независимые платформы, которые позволили обычным людям излагать собственные мнения. Сначала это были форумы, со временем авторы смогли распространять контент в аудио и видеоформате. Экраны в смартфонах начали увеличиваться, качество съемки на телефон улучшалось, а каждый смог создавать и распространять тот контент, в котором нуждался лично. Так начался бум на блогерство. А конкуренция между украинским и русским языком перешла из телевизионного пространства в онлайн.

Украинский, но не украиноязычный

В конце 2000-х значительная часть украинской молодежи находилась под влиянием российского контента. Причиной этого стали соответствующие социальные сети, блогеры, мемы, которые быстро просачивались к каждому пользователю. Так, значительная сфера развлечений была оккупирована Россией, а спрос создавал предложение.


Долгое время украинская аудитория потребляла русскоязычный контент / Фото Shutterstock

Те, кто пытался создавать украинский контент, сталкивался с рядом проблем:

  • Конкуренция с иностранным контентом. Первой и главной угрозой популярности украиноязычных проектов стало влияние России. Даже сегодня в тренды украинского YouTube или Spotify проникают авторы и исполнители из государства-агрессора.
  • Охват. Чтобы монетизировать контент, нужна аудитория, чтобы расширить ее – следует выходить на другие рынки. Для этого следует транслировать свои мысли на том языке, который понимают больше людей. Такой аргумент от известных блогеров звучал неоднократно. Поскольку был спрос на русскоязычный контент, многие украинцы не просто переходили на чужой язык, но и переезжали в Россию и продолжали свою деятельность там.
  • Отсутствие поддержки от платформ. Те, кто пытался делать украинский контент на YouTube, сталкивался с серьезной проблемой: видео не попадали в рекомендации. Это объяснялось тем, что площадка не понимает украинский язык и таким образом "оберегается от потенциально опасного контента".
  • Похожая ситуация с Google. До полномасштабного вторжения доля русскоязычных запросов в Украине составила 74%, в то время как украиноязычных – 26%. И даже несмотря на то, что сегодня процент украиноязычных запросов существенно вырос, поисковый сервис продолжает выдавать результаты поиска на русском языке.
  • Финансовые ограничения. Развитие качественного продукта нуждается в средствах, однако украинские компании долго игнорировали поддержку блогосферы. Это привело в частности к тому, что украинские криэйторы были вынуждены рекламировать российские бренды и компании ради фактического существования своих проектов.

Из-за этих препятствий украинский контент не означал украиноязычный. Создатели обходили проблемы, переходя на языки, к которым были более лояльны и аудитории, и площадки, и рекламодатели.

Ощутимые изменения произошли только после революции Достоинства и закрытия доступа к российским соцсетям. Уже тогда, по данным исследования сейлс-хауса FISH, все больше пользователей выбирали контент на украинском языке. У нас появилась собственная блогосфера, молодые имена, качественные сценарии, инфоповоды, о которых было важно говорить.


Украиноязычный контент начал активно развиваться с 2014 года / Фото Shutterstock

Все это закрепилось в 2022 году. Бум украинской культуры и спрос на отечественный продукт ощущается до сих пор. Но главное – важно, чтобы к этому феномену приобщался каждый: просмотром, лайком и подпиской.

Почему поддержка и популяризация украинского контента – это важно

Сегодня такое простое дело как просмотр украиноязычного видео или подкаста – это практически борьба за право на наш голос в мировой сфере развлечений. К тому же отечественный контент – это:

  • Работа с национальным самосознанием. Создание качественного контента на родном языке способствует повышению патриотизма среди граждан, дарит чувство гордости, объединяет общество и помогает лучше понять земляков.
  • Распространение культуры. У украинского языка и культуры есть большой потенциал. Чтобы его не растерять, нужно постоянно поддерживать, развивать и популяризировать новые форматы. Именно таким образом все больше людей узнают о нашем прошлом и настоящем.
  • Повышение интереса к украинскому продукту. Развитие украиноязычного контента может стать стимулом для инноваций и поддержки креативного класса Украины. А в коллаборации с мировыми звездами, которые все чаще приезжают в гости, он может помочь выйти на международную арену и завоевать все больше поклонников со всего мира.

Проект "Король Твоего Города" как образцовый продукт для развития культуры и развлечений

Одной из украинских компаний, которая решила поддержать украиноязычный контент, стало лицензионное онлайн казино slotoking. Благодаря инициативе команды удалось реализовать подкаст "Короли Твоего Города", который стал идеальным примером того, как украиноязычный контент может объединять фан, глубокие разговоры, учебные моменты и советы.

Как проходят съемки подкаста "Короли Твоего Города" / Фото слотокинг

Каждый выпуск – это диалоги с известными украинцами, которые раскрываются с новой стороны и мотивируют на новые достижения. В студии уже были: звезда украинского тикток Влад Шевченко, настоящий сталкер и исследователь подземелья Супер Сус, Валерий Харчишин из "Другої Ріки" и амбассадор украинской кухни Евгений Клопотенко.

Мы очень ценим украиноязычный контент во всех его проявлениях. Язык – ДНК нации, и для нас очень важно способствовать ее развитию и популяризации. Один из способов, которыми мы это делаем – это сотрудничество с украинскими контент-криэйторами и медиаплатформами,
– рассказывает Head of Brand slotoking Александр Машинцев.

По его словам, проект, который за год полюбился украинскому зрителю – лишь первый шаг к усилению украиноязычного пространства.

Кроме культурно-развлекательной составляющей, слотокинг продолжает активно развивать индустрию украинских онлайн игр. Среди прочего, онлайн-казино выпустило собственную краш-игру, предлагая пользователям потопить российский корабль. Таким образом компания держит руку на пульсе актуальных инфоповодов, выводит наши развлечения на абсолютно новый уровень и предлагает каждому найти именно свой формат отдыха.

И пока украинские компании, разработчики, контент-мейкеры и художники продолжают внедрять новые решения и придумывать интересные форматы, можно быть уверенными, что украинская индустрия развлечений будет становиться только крепче и конкурентнее.

Подытоживая, стоит сказать, что, несмотря на все вызовы, качество проектов, которые реализуют сегодня в Украине, впечатляет. Криэйторы нашли свою нишу, появляются люди и компании, готовые поддержать молодых авторов, тематика проектов расширяется, а голос украинцев звучит на всех популярных площадках. Следующий шаг – за зрителями. Задача каждого из нас сохранить этот уровень и вывести родной контент на новые высоты. Именно поэтому так важно приобщаться к популяризации родного, пользоваться продуктами отечественных производителей и рассказывать об особенностях наших развлечений другим.