Украинский контекст

В Украине возникают новые политические и гражданские движения. В этом контексте возникает потребность в переосмыслении общественных ценностей, однако значительная часть общества пока категорична во взглядах на семью и месте ЛГБТ-сообщества.

Первым существенным испытанием для украинских депутатов на "европейскость" стало голосование за изменения в Трудовой кодекс, которые запрещают дискриминацию в этой сфере в зависимости от расы, пола, политических и религиозных убеждений и сексуальной ориентации.

Украинские законодатели, которые привыкли постоянно пиариться на теме "Украина — это Европа", только с 7 попытки смогли утвердить эти поправки.

Пример является более чем показательным, ведь показывает, что представление украинцев, как и депутатов, о европейскости и реальный путь в Европу есть вещами несколько отличными.

Европейский контекст

В то же время религиовед Анатолий Бабинский предостерегает, что не следует противопоставлять ценности европейским — ведь в Европе живет около 280 миллионов католиков. А в некоторых европейских странах влияние церкви на общество даже больше, чем в Украине.

Религиозные конфессии в Германии являются вторыми после государства работодателями в стране. Правительство страны собирает у немцев налоги для церкви, чтобы распределять их между больницами, школами и вузами, которые находятся под патронатом церкви
— отметил эксперт.

Кроме того, он уточняет, что с 2000-х годов европейские социологи констатируют такой феномен, как "возвращение религии" и ее плюрализацию. В Украине наблюдается несколько устаревшие подходы не только в плане модернизации мировоззрения, но и взгляды на общество и религию.

Трансформация общества и церковь

Свежие цифры "Социального мониторинга" доверия украинцев прекрасно демонстрируют, что церковь имеет традиционно высокое доверие. Что нельзя сказать об украинской власти и отдельных политиках.

Читайте также: Украинцы и религия: интересная статистика

Такое положение вещей позволяет церковникам достаточно комфортно чувствовать себя в общественных трансформациях, чем другим. Железный и довольно справедливый аргумент звучит просто: "Сколько этот президент или премьер у власти — 2, 3 года, а церковь существует уже 1 тысячу лет".

Несмотря на это Бабинский считает, что высокое доверие к церкви в Украине вызвано вакуумом доверия к другим институтам.

В Украине очень слабое институциональное доверие. Это также является большим полем для коррупции. Люди тотально не доверяют институтам. Поэтому церковь имеет такой высокий рейтинг,
— отметил эксперт.

По его словам, сейчас в Церкви есть проблемы с пониманием того, насколько украинское общество быстро меняется.

Гражданское общество

Если дальше оперировать результатами опроса о доверии, то они демонстрируют другую интересную тенденцию — волонтеры опередили церковь в рейтинге доверия на второе место.

Бабинский это объясняет тем, что украинцы готовы доверять кому-то больше, чем церкви. Любая действительно добродетельная сила может рассчитывать на доверие украинцев.

Однако, это доверие также вызвано общественными превоплощениями и войной на Донбассе, а потому отчасти является ситуативным. Это касается и высокого доверия к армии.

Авторитет волонтеров и военнослужащих трудно возразить. Именно эти среды являются фундаментом гражданского общества и новых ценностей, которые могут вступить в противоречие с религиозными. Однако, пока идет война, такие дискуссии являются преждевременными.

Кроме того, стоит отметить. что дискуссия о месте церкви в современном государстве есть не только в Украине. Она имеет место и в США.

В Украине этот мировоззренческий конфликт только начинается — на него должен ответить каждый: какое место церкви в современном обществе хочет видеть он, ведь от мнения многих зависит, в какой стране он будет жить.