Проект при поддержке Favbet
По этому случаю 24 канал совместно с FAVBET в проекте "Олимпийские чемпионы среди нас" решили рассказать о людях, ежедневный труд которых ничем не уступает заслугам и подвигам олимпийских чемпионов. В их честь не играет государственный гимн, о них не снимают репортажи, не обсуждают в СМИ и соцсетях, но их работа – ценная и важная. Те, без кого невозможно представить нашу повседневную жизнь.
Лидия Филипчук работает водителем трамвая уже 42 года. В юности поступила в университет во Львове, мечтала стать журналисткой. За руль трамвая впервые села еще в студенческие годы. Сейчас женщина – ветеран труда с многолетним опытом.
Наша героиня ежедневно преодолевает мелкие и крупные препятствия. Иногда происшествия с пассажирами настолько захватывают, что заслуживают сценария для Netflix или крутой экшн от Marvel.
Как у нее получилось совместить профессию водителя трамвая с журналистской деятельностью и даже блогерством – читайте в нашем интервью.
Читайте также: Флеш новой реальности: почему без курьеров трудно представить жизнь в мегаполисе
Водитель трамвая Лидия Филипчук / Фото – из личного архива Лидии Филипчук
Как вы стали водитель трамвая?
Я работаю водителем трамвая уже 42 года и являюсь ветераном труда. Родом из Покутья на Ивано-Франковщине. Поступила заочно во львовский университет. Планировала, что профессия водителя трамвая будет временной, пока я учусь. Однако, получилось наоборот, это стало основной профессией. А училась я на журналистку.
В каком году вы начали работать?
В 1978 году. Параллельно я училась, и это было трудно. Сначала я скрывала то, что я еще в университете, меня бы не приняли на работу. Сейчас мне 64 года.
"Я считаю, что это тяжелая работа"
С каким ежедневными трудностями приходится сталкиваться в Вашей профессии?
Это очень сложная работа, потому что транспорт работает с повышенной безопасностью. Мы работаем под 600 В. Дороги во Львове – узкие, пешеходные дороги – перед трамваями. Ранее движение было смешанным еще и с автомобильным транспортом. Это тяжелая работа. Я должна ехать, обеспечить безопасность движения и хорошо относиться к пассажирам. Но я справляюсь.
Водитель трамвая Лидия Филипчук / Фото – из личного архива Лидии Филипчук
"Я как на экране телевизора"
Какие преимущества в вашей работе?
Мне нравилось, что я как на экране телевизора. Еду и всегда должна быть подтянутой и с прической. Потому что как в телевизоре – тебя видят пассажиры, которые ждут на остановке, автомобилисты, пешеходы. Водитель трамвая – это частично лицо города. Когда я впервые приехала во Львов в школьные годы на экскурсию, то сразу обратила внимание на эту профессию и она мне очень понравилась. Но я еще хотела получить высшее образование.
Затем появилась проблема с трудоустройством. Преимущественно, надо было куда-то ехать. Я решила быть внештатной, поэтому писала в областные газеты и в свои – на Покутье. В частности, любила писать корреспонденцию и репортажи.
Водитель трамвая Лидия Филипчук / Фото – из личного архива Лидии Филипчук
А потом я купила себе цифровой фотоаппарат и начала снимать. Приобрела ноутбук, зарегистрировалась в соцсетях, создала свой канал на YouTube. Я начала наполнять его материалами, в частности, о своей профессии водителя трамвая, о транспортных ситуациях на дорогах и, конечно, увлеклась архитектурой Львова.
Где-то в 2010 году я закончила курсы экскурсоводов и на любительском уровне могу проводить экскурсии. Я веду трансляции из кабины водителя в трамвае, когда есть возможность. Например, когда стоим в пробке, на остановке или на светофоре, я рассказываю о львовских исторических местах.
У меня уже есть много зрителей, особенно, мигрантов, которые смотрят меня. Например, из Италии и Израиля, США, Канады.
Вы на английском языке рассказываете?
Нет, на украинском. Английского я не знаю, но это хорошая идея. Пожалуй, надо пойти еще на курсы. Я могу рассказать иностранцам, которые приезжают во Львов, на немецком языке, но на школьном уровне.
Расскажите о своем YouTube-канале. Как возникла идея?
Это было случайно. Кажется, это был 2013 год, когда был Майдан во Львове. Я цифровала, снимала. Мне помогли создать этот канал. У меня уже есть около четырех тысяч публикаций. Я умею накладывать музыку. Как-то я поднималась на самую высокую точку Кавказа – Домбай. Там красивая природа, река – все это я тоже показывала на своем канале, там есть много воспоминаний.
Впоследствии я начала работать в первую смену и сняла выезд трамвая, тогда был сильный снегопад и так красиво было. Местные журналисты заметили, что я популяризирую Львов, свою профессию, веду прямые трансляции. И они начали приезжать ко мне и записывать со мной интервью о том, как я работаю, как принимаю подвижной состав, как я на линии, как общаюсь с пассажирами.
Так получилось, что я стала популярной. Сейчас я эту марку поддерживаю. У меня более чем три тысячи подписчиков. Но я считаю, что этого мало. Возможно, потому, что я мало работаю.
Движение трамвая во Львове / Фото – 24 канал, Алины Туришин
"Мне хочется рассказать о городе"
Какой у вас график?
В большинстве я работаю во вторую смену, дальше сплю до 10 утра, потому что еще снимаю до ночи. До работы я еще успеваю выходить на улицу и вести прямые трансляции. Мне хочется рассказать о городе, идя пешком, потому что из кабины водителя я не успеваю рассказывать. У меня уже даже есть написанные тезисы. К нам приезжают туристы, большинство из них любят проехаться на трамвае. Иногда они подходят и спрашивают что-то, но водителя нельзя отвлекать во время движения. Поэтому я решила вести эти трансляции. Когда я работаю на первом маршруте, то рассказываю историю построения Главного железнодорожного вокзала, об архитектуре главного фасада. Мне нравится, что я объединила свою мечту с профессией водителя трамвая. Это такой восторг, без которого я не могу жить.
Что раздражает вас в вашей профессии?
Конечно, это хамовитые пассажиры и автомобилисты. Очень часто водители создают аварийные ситуации. Не раз во Львове слышно звонок. Это срабатывают аварийные тормоза, если кто-то смещается и пересекает, разворачивается перед трамваем. А трамвай весит 20 тонн и его не так легко остановить, чтобы не допустить ДТП.
Но в большинстве все пассажиры – дисциплинированные, они культурно заходят и оплачивают проезд, не загрязняют салон, не обрисовывают его. Но, к сожалению, есть и хамы, которые могут стукнуть, плюнуть, обозвать кого-то в салоне.
Трамвай весит 20 тонн / Фото – 24 канал, Алины Туришин
"Были такие ситуации, когда и нож доставали"
Что вы делаете в таких случаях?
Я стараюсь не идти на агрессию. Раньше я пыталась объяснять что-то. Были такие ситуации, когда и нож доставали и к драке шло. Сейчас я работаю с закрытой кабиной. Если есть какой-то скандал, то все решаю через микрофон.
Если пассажир выбивает двери, то я обращаюсь к пешеходам и прошу, чтобы успокоили. И всегда в салоне находятся те, которые защищают водителя. Помню, как во время грозы во Львове один пассажир не успел выйти, потому что заснул. Он начал агрессивно себя вести, а люди начали его успокаивать. Во время урагана в трамвае отключили ток, так всегда делают. Поэтому ехать дальше мы не могли, а он все равно в кабину ломился, стучал и обзывал.
Вы говорите, что была ситуация с ножом. А в правоохранительные органы вы обращаетесь в подобных случаях?
Да, не раз вызывала полицию. Но для того, чтобы полиция приехала, надо остановить трамвай. Соответственно, надо остановить движение целого маршрута. Это не целесообразно.
Чтобы полиция приехала надо остановить трамвай / Фото – 24 канал, Алины Туришин
А какая самая опасная ситуация случалась с вами за все время вашего вождения?
Было такое, что пассажир не выходил на конечной, словно спал. А я подошла и по-человечески спросила. Он начал бежать драться ко мне. Я заскочила в кабину. Но полицейские, которые были на вокзале, увидели это и забрали его.
Был также бездомный, у которого было с собой 7-8 пакетов с вещами – то заносил, то выносит их. Я остановила трамвай, чтобы поговорить с ним, а он нож достал. Я не знала, что делать. Я обернулась и ушла, было очень неприятно.
Я сделала выводы, что говорить надо только через микрофон или останавливать и вызвать полицию. Когда у нас были карантинные меры, то были лишь сидячие места. Это были страшные конфликты даже с трезвыми людьми.
Какая заработная плата у водителя трамвая?
Около 12 тысяч гривен. Я водитель 1-го класса. В карантин было 14-15 тысяч гривен. Затем зарплата уменьшилась, потому что сняли надбавки. Например, водители 3-го класса получают едва до 10-ти тысяч гривен. Ранее доплачивали за переработку, потому что не хватало водителей. Сейчас уже меньшее количество часов работают.
Движение трамвая во Львове / Фото – 24 канал, Алины Туришин
Много ли женщин водят трамваи?
В советские времена одни женщины были. Сейчас уже около половины – мужчины. Мне не нравится, что к нам на работу идут те, кому за 40, 50 и даже 70 лет. Во-первых, у нас есть свои ветераны, они – профессионалы. А те люди, которые приходят, не имеют той реакции и создают аварии. Например, я интересовалась, как это работает в соседней Польше. То там имеет значение возраст, вес, рост для того, чтобы подготовить людей на смену ветеранам.
Действительно, имеет значение вес и рост?
Да, нельзя больше 120 килограммов. Также рост должен быть не менее 1 м 65 см, потому что водители не видят мертвой зоны из кабины. Человек может переходить, а его просто не видят.
А возрастное ограничение есть у водителей трамвая во Львове?
Нет, у нас есть женщина, которой 75 лет. Она также ветеран труда и еще молодым фору даст. Я сравниваю ее с собой и она гораздо живее.
А вы попадали в аварию?
К сожалению, во время карантина прошлого года. Бабушка дала мне 100 гривен и начала что-то выяснять. Я отвернулась на долю секунды и машина, которая ехала с правой стороны, выехала мне на рейсы. Но там не большое повреждение было, поцарапали буфер немножко, заплатила штраф. Просто мы расслабились во время карантина, потому что не было машин. Поэтому и допустила такую ошибку.
Как вам ездить было 40 лет назад и сейчас?
Сейчас гораздо лучше, потому что дороги ремонтируются. Но надо заняться подвижным составом.
"Я научила десять человек водить трамвай"
Водители трамваев проходят ежегодные учения? Возможно, на проверку знаний?
Да, обязательно. Каждую осень мы проходим полную проверку по правилам дорожного движения. Медицинскую комиссию. Я еще и инструктор-водитель. То есть, за последние несколько лет я научила водить трамвай и стажировала десять человек. Мои ученики прекрасно работают.
Движение трамвая во Львове / Фото – 24 канал, Алины Туришин
А вы умеете ездить на другом виде транспорта?
Как в школе училась, то у нас были курсы трактористов. У меня есть старое удостоверение. Если бы так села в него, то поехала бы. На велосипеде езжу, беру на прокат.
Какие у вас еще хобби есть, кроме трансляций?
Я люблю играть в шахматы. У меня первый разряд и я каждый год выступаю на областных соревнованиях среди коммунальщиков. Я даже сама комбинации составляла. Я люблю уединиться и думать.
Проект при поддержке Favbet