В медиа грустно шутят, что украинцы получили "безвиз", заплатив за него "безлесом". На самом деле проблема возникла не сегодня и даже не при "попередниках" (впрочем, они тут постарались на славу). Хотя, негде правды деть – европейцы заинтересованы в украинском древесном сырье. И болеют за открытый рынок в этой отрасли в нашем государстве. Только проблема в том, что открывать пока нечего.

Аналитики Офиса эффективного регулирования провели анализ проблематики лесной отрасли и представили его в Зеленой книге "Регулирование рынка древесины". По данным этого исследования, 50% актов, регулирующих рынок древесины, провоцируют высокие коррупционные риски из-за неактуальности. А 6 из 44 актов являются откровенно незаконными. Следовательно, нынешнее правовое поле не способно обеспечить учет лесов и их использования, бессильно перед незаконными рубками, не обеспечивает эффективных механизмов охраны леса и прозрачной реализации древесины.

Активисты, эксперты и чиновники ставят вопрос ко всем, кто причастен к проблеме: лес – это товар или ресурс? Главной задачей видят сбалансирование интересов государства и бизнеса. Зато экологи и ученые подчеркивают: лес – это еще и экологический ресурс, от которого зависит выживание целых экосистем, и наше с вами – в том числе.

История болезни

Руководитель кафедры дендрологии и лесной селекции Национального универститета биоресурсов и природопользования Украины Юрий Марчук отметил, что трудно переоценить важность 10 миллионов гектаров лесов Украины, а это 1/6 территории, и важность 2 миллиардов 200 миллионов древесины на корню — это несколько бюджетов государства.

Согласно еще советскому определению, лес — это природный ресурс, что не является имуществом. Принадлежит лес государству, в соответствии с 13 статьей Конституции Украины. Государственные леса передаются в пользование государственным предприятиям, которые имеют статус постоянных пользователей (или бессрочных арендаторов, если говорить языком международным). Древесина при этом и доходы от ее реализации – собственность этих предприятий. Они ее продают, свободно выбирая, кому именно. Государственные чиновники не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность этих предприятий. Это в теории. На практике получается иначе.

Как рассказал эксперт Всемирного банка Михаил Попков, трудности, что возникли на рынке древесины, обострились в 2011-2013 годах, когда коррумпированное Гослесагентство лоббировало интересы экспорта древесины. Осуществлялся он благодаря коррупционным же схемам, в том числе через фирмы-"прокладки". Следствие по этим фактам продолжается до сих пор.

Главное, что надо было сделать давно – отказаться от теневого экспорта древесины. У нас сегодня мало кто знает, как это происходит. Более того, по свидетельству экспертов, Гослесагентство до сих пор работает с посредниками, а не напрямую с потребителями.

Где больше всего болит

Заместитель министра экономического развития Максим Нефедов отметил, что теневой рынок украинской древесины сегодня колеблется в пределах 3-4 миллионов кубометров. Потери от этого за последние 5 лет достигают около 300 миллионов гривен, причем это только прямые потери. А есть еще косвенные – проблемы экологии, коррупция в силовых структурах и органах местной власти.

Что еще больше волнует Министерство экономического развития – это искажение конкуренции на этом рынке. Ведь зачем платить, если можно договориться, ночью что-то спилить, не восстанавливать деревья, а получить их со специфическим конкурентным преимуществом,
– отметил заместитель министра.

При этом, по его информации, максимум 50-70% древесины реализуется на аукционах, в частности – в системе ProZorro. И те аукционы, которые существуют, Нефедов не считает идеальными – как с точки зрения простой архитектуры, так и с точки зрения проведения и доступа всех участников. Но, по его словам, это уже прогресс.

Читайте также: Волки, лоси и браконьеры, или Нет зверя хуже человека

Зато ученые подчеркивают, что только проблемами регуляции рынка древесины все не ограничивается. Юрий Марчук напомнил, что в 2013 году ООН приняла программу воспроизводства лесных ландшафтов в мире – взяла обязательство создать 350 миллионов гектаров лесов до 2030 года. США взяли обязательство создать 65 миллионов гектаров, Китай – 70 миллионов.

Украина эту программу не приняла. Министерство экономики и финансов не поддержало выполнения целевой программы. Нет плана – нет финансирования. 2011 год – последний, когда финансирование на лесное хозяйство было на уровне 100 миллионов долларов. Сейчас это финансирование, в целом, вместе с заповедниками – 4 миллиона,
— уточнил ученый.

Следовательно, нужно обратить внимание на лес как комплекс, подытожил Марчук. На работу лесной охраны, которая поставлена в условия очень тяжелой работы – перед фактом массового вооружения. Нам надо работать над фондом финансирования лесного хозяйства. Надо менять статус лесной охраны – фактически она не имеет никаких прав. Только ответственность. Участковый не отвечает за украденный в киоске товар своей зарплатой, а лесник – отвечает. И массово люди увольняются из лесного хозяйства.

Скоро додискутируемся до того, что останемся единственными, кто помнит, что такое лес,
– подчеркнул Марчук.

Он добавил: максимальный пик создания лесов пришелся на 60-е годы прошлого века, после "военных" рубок – 300 тысяч гектаров в год. Сегодня восстанавливаются вырубленные лесосеки – 3-5 тысяч гектаров новых добавляются. А лес растет 80-100 лет. Поэтому норма 2 миллиона гектаров – это не 40-50 лет, а 400-500.

Ко всему украинские леса еще и страдают от пожаров

Председатель Государственного агентства лесных ресурсов Украины Кристина Юшкевич согласилась, что очень важно провести учет, создать рынок, но стоит не забывать, что у лесного хозяйства есть ежедневные насущные потребности, которые надо решать. Ее в этом вопросе поддержал и Марчук – попросил обратить внимание Минэкономики и экологического комитета на систему юга и востока Украины. "Лес там – это 3-4 центнера зерновых на гектар. Те лесополосы и защитные насаждения сегодня остаются без защиты. И при первых лесных пожарах – кто их будет гасить? Это страшно, говорю вам как участник тушения таких масштабных пожаров, как тот, что был на Херсонщине", – пояснил ученый.

Криворукие врачи

Кто виноват в плачевном состоянии украинского лесного хозяйства – вопрос важный, но проблемы не решит. Потому что выглядит, что виноваты все: общество, которое сквозь пальцы смотрит на незаконные вырубки леса, часто даже не пытаясь сообщить о подозрениях относительно преступления. В значительной степени этому способствует наше законодательство, что не в состоянии не то что наказать виновных, а даже и доказать их вину. Ведь по закону уголовная ответственность наступает, если в результате вырубки леса причинен ущерб на 50 тысяч гривен и больше. А по административной ответственности предусмотрено наказание в виде штрафа 170 гривен.

Наш законодатель сделал попытку обуздать лесовырубающую болезнь. В 2015 году ВР приняла закон о введении моратория на продажу необработанной древесины сроком на 10 лет.

В Европе такой шаг не считают правильным. Представитель миссии ЕС в Украине Николас Бердж отметил, что они выступают за свободный рынок древесины в Украине. Народный депутат Остап Еднак пояснил, что Верховная Рада сама не против такого рынка. Но к 2015 году свободного рынка у нас не было. 16 миллионов кубометров леса, что есть у Госагентства, продавались и продаются административным путем. Свободного рынка, когда украинский или иностранный покупатель может получить свободный доступ к нему, на конкурентных условиях, предложив лучшую цену или лучшие условия – этого не было. И европейские покупатели получали украинскую древесину не через конкурентные условия, а через коррупционную составляющую, заплатив взятку чиновнику.

Поэтому решение Верховной Рады о моратории на продажу необработанной древесины на 10 лет касалось именно того, чтобы ограничить эти злоупотребления при экспорте древесины. Как раз 10 лет украинский парламент дал чиновникам, чтобы создать условия свободного конкурентного рынка. 2 из них уже прошли. За 8 лет, что остались, мы будем способны что-то сделать в этом направлении,
– уверен Еднак.

Он добавил – от того "рынка", до введения моратория, страдали также и предприятия ЕС, которые вложили сюда средства и инвестиции.

"В 2015 году я был в Виннице на польском предприятии – крупнейшем производителе напольного покрытия в Украине; и у него дубового сырья было на неделю работы. Это было отчаяние и катастрофа. Зато Гослесагенстов в то же году отправило около 30 тысяч кубометров такого сырья на экспорт. От этого страдали, в том числе, и предприятия с иностранными инвестициями. А после моратория за последние два года мы видим – в Виннице 30 миллионов евро наращивания производства, в Коростене строится большое мощное предприятие, в Ровенской области наибольшее количество инвестиций идет в деревообработку. Итак, несмотря на недостатки, этот сектор показывает инвестиционную привлекательность", – уточнил нардеп.


Так исследуют вырубки украинских лесов в Государственном космическом агентстве Украины

Как хотят "безлес" лечить

Министерство экономического развития и торговли и Государственная регуляторная служба инициировали публичные консультации между всеми участниками функционирования лесного хозяйства и рынка древесины. Среди того, что планируют воплотить в жизнь, следующие предложения: первое – провести аудит и инвентаризацию лесного хозяйства.

Максим Нефедов считает приоритетным сконцентрироваться на полном введении электронного учета древесины и эффективной системе торговли древесиной, обеспечении баланса интересов государства и бизнеса.

Народный депутат Остап Еднак поддержал министерство в отношении электронного учета древесины, но уточнил, что это должно быть не только на государственных предприятиях. Также предложил ввести презумпцию незаконного происхождения древесины. Если предприятие или предприниматель, что транспортирует или перерабатывает древесину, не может показать – откуда он его взял, каково ее происхождение – следовательно, она незаконна и подлежит конфискации, уточнил нардеп.

Юрий Марчук отметил, что Украина нет баланса древесины в государстве.

Лесники выращивают лес 80-100 лет. И должны его выращивать под определенный запрос древесины. Если нет баланса – как мы знаем, потребность древесины на строительство, для железной дороги, для шахт? Не знаем потребности на индивидуальное строительство, на мебель. Если не свести баланс и правильный спрос – лесники будут крайние,
– заметил ученый.

При этом эксперты ЕС отметили: украинцам необходимо всем вместе взяться за решение проблем. Подразумеваются и представители правительства, и законодатели, и участники рынка, и лесоведы, и хозяйственники, и даже общественность.

В итоге, эксперты Офиса эффективного регулирования как модераторы процесса решения проблем лесного хозяйства настойчиво приглашают всех заинтересованных в проблеме приобщиться к процессу, зайти на специальный портал по дерегуляции, высказать свои предложения, чтобы по результатам этих консультаций и обсуждений выработать единую стратегию для того, чтобы разработать необходимые законодательные нормы.

Читайте также: Закон о рынке электроэнергии: что он нам готовит