В 1970 году Музею Второй мировой войны стало тесно в здании Кловского дворца. Местом, где задумали создать целый мемориальный комплекс с центральным памятником, стали склоны на правом берегу Днепра. Так называемые Печерские холмы. Воплощать в жизнь идею мемориального комплекса поручили скульптору Евгению Вучетичу. Он уже имел опыт масштабных проектов. Чего только стоит его гигантская статуя на Мамаевом кургане в Волгограде.
Читайте также: Вспомнить Все. Тачка, дачка и собачка
Были варианты и с ребенком на руках, и золотым напылением, и с лавровым венком, но эскизы Вучетича так и остались эскизами. В 1974 году, когда его не стало, за дело взялся украинский скульптор, народный художник Василий Бородай. 90-метровая статуя, как ее задумывал Вучетич, превратилась в 62-метровую, плюс 40 метров пьедестала, и еще почти 20 метров в глубину.
Существует миф о том, что меч, который в руках держит "Родина-Мать" укоротили по просьбе тогдашнего настоятеля Киево-Печерской Лавры. Якобы так статуя выше Большой Лаврской колокольню. Так, меч действительно уменьшили. По замыслу, он должен был быть на треть длиннее, но обрезали его несколько по другим соображениям.
Меч укоротили из-за того, что по законодательству, конечно, если это можно так назвать, длинный меч символизирует враждебность и агрессивность. В то же время короткий меч, вроде римского, символизирует защиту,
– отметил главный инженер "УкрНИИпроектсталь-конструкция" Владимир Пасичнюк.
Конструкция меча интересна еще и тем, что там установлено устройство, которое гасит колебания. Перед тем, как конструировать полноценную скульптуру, были изготовлены две модели, прошедшие тестирование в Москве – в Центральном аэрогидродинамическом институте. До этого в Союзе и в мире не сводили подобных конструкций. Поэтому сама статуя стала уникальной с инженерной точки зрения.
Об интересных инженерных решениях, которые пытались воплотить конструкторы и как могла выглядеть "Родина-Мать" – смотрите в программе.