Среди главных потребностей руководители малого и среднего бизнеса отметили нехватку новых заказов и рынков сбыта, средств для развития, а также необходимость помощи с логистикой. При этом потенциальным украинским бестселлером за границей почти половина опрошенных считает IT-услуги.

Читайте также В Верховной Раде поддержали законопроект о е-резидентстве для иностранцев: что он предусматривает

Результаты опроса

По данным исследования Mastercard SME Index, в целях расширения рынков сбыта, 28% работающих предпринимателей уже продают свои товары или услуги за рубежом – 16% начали это делать до 24 февраля этого года, а 12% – уже после полномасштабного вторжения России. При этом, еще 21% функционирующего малого и среднего бизнеса планирует расширить географию продаж в будущем.

В то же время украинские предприниматели чаще всего продают свои товары и услуги на рынки таких стран:

  • США – 30% опрошенных;
  • Польши – 27% респондентов;
  • Германии – 13%;
  • Великобритании – 10%;
  • Литвы – 10%;
  • Канады – 10%.

Вместе с тем наиболее приоритетными рынками, которые украинский бизнес рассматривает для расширения географии продаж в будущем, указали:

  • Польшу – 61%;
  • Болгарию – 13%;
  • Великобританию – 13%;
  • Италию – 11%;
  • Молдову – 11%.

Проблемы и перспективы

Основными барьерами, которые сегодня мешают малому и среднему бизнесу Украины выйти на иностранные рынки, респонденты назвали:

  • нехватку финансовых ресурсов – 29%;
  • дефицит профильных знаний – 27%;
  • нехватку производственных мощностей – 12%.

При этом, 49% опрошенных предпринимателей указали IT-услуги, как самый перспективный бестселлер Украины в мире, который будет пользоваться наибольшим спросом на международной арене. Среди других потенциальных украинских бестселлеров респонденты также выделили:

  • украинскую дизайнерскую одежду – 28%;
  • крафтовые продукты – 26%;
  • украшения, в том числе ювелирные изделия – 23%.