Эта цена включает НДС, расходы на транспортировку и все остальные расходы. Сегодня можно проанализировать насколько такое решение было удачным для правительства и как высокие цены на газ повлияли на потребление и общее благосостояние населения.

Было

До недавнего времени Украина была одной из немногих стран Европы, где практиковали субсидирование цен на газ для населения. Однако все наши западные соседи завершили процесс перехода к рыночным ценам на газ для еще в конце 90-х годов. Цену на газ определяет рынок и она может существенно колебаться.

Например, начиная с 2014 года рыночные цены на газ в Европе, вслед за нефтью снизились почти вдвое. Для Украины наоборот, цена на газ для населения всегда был вопросом политическим. Дебаты вокруг цен на газ были обязательным атрибутом каждой избирательной кампании. Через дешевый газ политические элиты покупали лояльность избирателей.

Однако такая "щедрость" дорого обходилась государству. Так называемый "дешевый газ" для населения – это газ, добываемый государственной компанией "Укргаздобыча". Компания много лет была вынуждена продавать газ по бросовым ценам в угоду политической конъюнктуре. В то время как Украина покупала газ у России по $350-400 за куб. м, "Укргаздобыча" продавала газ по 349 грн (без НДС). Таким образом Украина финансировала развитие добычи в России, а отечественная отрасль была катастрофически недофинансирована. "Укргаздобыча" не имела возможности покупать оборудование и материалы, компания оказалась в глубоком кризисе. Люди теряли работу в Украине, ища заработки в Сибири.

Сломанные коррупционные схемы

Постоянное субсидирование низких цен привело к созданию различных коррупционных схем. Так, еще несколько лет назад объемы потребления газа населением составили около 20 млрд куб м в год. При этом "Укргаздобыча" обеспечивала только 13 млрд куб м, а остальной газ надо было импортировать. То есть, НАК "Нафтогаз Украины" покупал 7 млрд куб м импортного газа по высоким ценам и поставлял с низкой ценой населению. После этого убытки "Нафтогаза" компенсировали из государственного бюджета. Учитывая низкий уровень учета газа возможности для завышения сумм компенсаций были колоссальные.

Другой путь для создания коррупционных схем – это закупка газа по ценам для населения, а затем перепродажа ресурса для промышленных предприятий по рыночной цене. Теперь, когда цена для населения приближена к рыночной цене возможностей для манипуляций стало значительно меньше.

Непростые решения

Все мы помним, что повышение цены происходило постепенно. Сначала на период отопительного сезона 2015-2016 гг Кабмином была установлена так называемая "социальная норма" в объеме 1200 куб м по цене 3600 гривен за тыс куб м. Эта цена была вдвое ниже рыночной. Однако по окончании отопительного сезона цена на газ выросла.

В политическом аспекте решение Кабмина повысить цены для населения до рыночных далось непросто. Политические оппоненты приложили много усилий для дискредитации рыночного подхода. Тем не менее, серьезных угроз удалось избежать. В том числе, это произошло благодаря внедрению субсидий для неплатежеспособных слоев населения. Важным следствием высоких цен стало дальнейшее сокращение потребления газа, однако здесь роль сыграло и внедрение инициатив государства направленных на энергоэффективность.

Новые вызовы

Несмотря на серьезные достижения в реформировании газового рынка, еще остается много сложностей. Сегодня на рынке поставок газа отсутствует конкуренция, а желающих поставлять газ для населения нет. Газ для населения продается не намного, но дешевле чем для промышленности, а объемы потребления средним хозяйством гораздо меньше. Более того, половина всего газа для населения покрывается за счет государственных субсидий. Конечно при таких условиях надеяться на развитие газового рынка сложно. Только дальнейшая либерализация газового рынка и существенное увеличение собственной добычи будет способствовать установлению по-настоящему рыночной цены на газ для населения. И это должно быть прозрачная и понятная цена.