Служба образовательного омбудсмена несколько месяцев назад провела опрос родителей учеников, находящихся за рубежом. В частности, это помогло узнать, какие проблемы возникают у детей и как отличается образование.

К теме Есть ли у учеников, которые ходят в школу за границей, наверстать обучение в Украине: что говорят в МОН

В каких странах находились опрошенные украинские семьи? Большинство опрошенных учеников, находящихся за границей, учились в таких странах:

  • в Польше – 28,2% (2233 детей),
  • в Германии – 24,2% (1919 детей),
  • также часть родителей с детьми находятся в Чехии – 7,5% (591), Румынии – 3,8% (304), на Кипре – 3,6% (286), Нидерландах – 2,7% (214), Словакии – 2,7% (213),
  • менее 2% опрошенных – в Великобритании, Франции, Болгарии, Испании, Литве, Швейцарии, Норвегии, Турции, Венгрии.

Большинство родителей обратили внимание на другое отношение к ребенку в зарубежных школах. В частности, учителя относятся к украинским ученикам с добротой и большим уважением. Также там другие подходы к обучению. Интересно, что многие совместные родители заметили концепцию Новой украинской школы, которую сейчас создают в Украине.

Отношения учителя и ребенка

Большинство опрошенных обратили внимание на хорошее и уважительное отношение педагогов к учеников, человечность и профессиональность учителей. Там педагоги не повышают голос и оказывают индивидуальную помощь, если у школьников возникают трудности.

Также отмечают свободное пространство для учеников, в школах царит дружеская и свободная атмосфера.

Образовательные программы и содержание образования

  • Родители отметили, что образовательные программы адаптированы к жизни, знания актуальны и современны, их можно использовать в жизни. Обучение часто проходит в игровой форме, также распространена практика создания школьных проектов на уроках, часто проводятся бесплатные экскурсии.
  • В зарубежных школах применяется индивидуальный подход к каждому ребенку, большое внимание уделяется психологическому состоянию ребенка, там с детьми работает психолог, детей учат не конфликтовать, играть вместе и т.д.
  • Что важно – отсутствует чрезмерная нагрузка детей, дети не учат ненужную информацию, изучают меньше предметов. Большое внимание уделяется искусству, музыке, спорту, здоровому образу жизни, чтению и т.д.
  • Дети свободно чувствуют себя на уроках, правила поведения в школе просты, нет школьной формы. Также там меньше детей в классе, меньше контрольных, самостоятельных и домашних заданий.
  • Учащихся побуждают к обсуждению, выражению своего мнения, учат уважать друг друга, находить общий язык, общаться и работать в команде.

Учебные заведения и финансовые вопросы

Родители заметили и то, что в зарубежных школах отсутствуют так называемые "родительские комитеты" и сбор средств с родителей, в том числе и на ремонт классов. Питание полноценное, качественное, с современным меню.

Известно, что зарубежные школы лучше финансируются, здания школы современные, снабжены всем необходимым. Дополнительные тетради по разным предметам тоже не нужно покупать.


Школа за границей / Фото Pexels

Родители учащихся, находящиеся за границей, высказать свое мнение относительно преимуществ и недостатков образования за границей. Многие родители снова среди преимуществ указали на уважение педагога к ребенку и человечность.

Также родители считают преимуществами образования за границей:

  • другой подход к обучению, особенно к изучению иностранных языков;
  • направленность образования на всестороннее развитие ребенка и получение знаний, полезных для использования в жизни;
  • больше свободного пространства для детей, много практических занятий, в том числе на природе и меньшей нагрузки;
  • внимание к психологическому состоянию детей;
  • поддержку учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • лучшее материальное обеспечение школ.

Среди недостатков образования за границей родители отметили, в частности:

  • невозможность учить украинский язык, историю и культуру;
  • 12-13-летнее, а в некоторых странах – 15-летнее обучение в школе;
  • платные учебники;
  • отсутствие государственных детских садов.

Находясь за границей во время полномасштабной войны, родители столкнулись с такими проблемами обучения детей:

  • Языковой барьер (об этой проблеме отметили 69,1% (5476) опрошенных родителей).
  • Проблемы образовательного процесса (34,8% (2756) опрошенных родителей сообщили, что время обучения в зарубежном и украинском учебных заведениях совпадает, поэтому ребенок получал двойную нагрузку).
  • Психологические проблемы (13% (1033) опрошенных родителей указали на сложное эмоциональное состояние или психологические проблемы ребенка, мешавшие ему учиться).
  • Введение в учебное заведение – украинским детям было трудно или почти невозможно поступить в зарубежную школу или не могли перейти в следующий класс.
  • Еще 8,4% (663) опрошенных указали проблемой разновозрастных классов в зарубежных школах.

К слову, недавно в МОН сообщили, что за границей из-за войны в Украине до сих пор находится более 500 тысяч украинских детей. Также более 161 тысяч школьников и почти 26 тысяч дошкольников являются переселенцами.