Пользоваться иностранным языком в жизни, не имея достаточного количества усвоенной лексики, невозможно.
К теме Почему дети теряют интерес к учебе и как это преодолеть: 10 советов для родителей
В этом учителю английского языка может помочь, в частности, метод кластеризации. Он легко адаптируется к образовательным потребностям и дает учащимся широкое поле для творчества.
Лексическая работа с применением методов фасилитации происходит в несколько этапов:
Подготовительный этап
Если подобные задания непривычны для учеников, в первый раз выполняйте это в классе.
Инструкция в аудитории:
- Найдите список новых слов, рассмотрите их.
- Договоритесь между собой, как цвет карты (или текста) будет соотноситься с частями речи (или другими признаками слов, которые соответствуют текущим целям занятия).
- Распределите новые слова поровну между всеми членами группы (такая задача целесообразна при условии большого количества слов).
Инструкция дома:
- Подготовьте небольшие одно- или разноцветные карточки и фломастеры.
- Если цвет карточек или букв связан с определенным признаком, выберите подходящие цвета.
- Четко и максимально крупными буквами выпишите слова, по одному на карточку.
Есть три способа записывания перевода слов: написать его на той же стороне, где и иностранное слово, записать на обратной стороне или не записывать.
По мнению французского исследователя Станислиса Деана, самый эффективный – второй способ, ведь, делая предположения о значении слова и получая его подтверждение после перелистывания карточки, ученик получает дополнительную мотивацию.
После этого положите карточки в рюкзак и принесите на следующее занятие.
Основная работа (аудиторная часть)
Во время работы учитель наблюдает за учениками и при необходимости исправляет их, если они некорректно понимают слова.
Кластеризация:
- Объединитесь в подгруппы по 4 – 7 человек.
- Внутри образованных подгрупп сядьте вокруг парты или стола так, чтобы вам было хорошо видно и слышно друг друга (желательно в круг), подготовьте свободное пространство посередине и определите порядок, в котором вы будете показывать свои карточки.
- За порядком презентуйте товарищам свои карты (по одной), показывая их, называя слова и перевод (значение) вслух.
- Называя карточки, размещайте их на свободном пространстве, объединяя их в несколько групп по сходству. Критерий сходства выберите самостоятельно.
- Выложив все карточки, рассмотрите их группы (это и есть кластеры), которые у вас получились. Подумайте, нравятся ли они вам или вы хотите что-то изменить. При необходимости внесите изменения в полученные кластеры.
Дискуссия:
- Продемонстрируйте свои кластеры другим подгруппам, объясните логику их образования. Охарактеризуйте кластеры, которые у вас получились.
- Какое слово вы бы назвали семантическим ядром каждого кластера? Это какое-то из слов-карточек или другое?
- Увидев кластеры всех подгрупп, обсудите преимущества и слабые места этих кластеров. Были ли они одинаковыми в разных подгруппах?
Возможное развитие работы:
- Спросите детей, можно ли совместить или объединить кластеры различных подгрупп? Есть ли у них сходство?
- Перегруппируйте карты всех подгрупп так, чтобы получить большие (меньшие, другие) кластеры. Прокомментируйте свою работу.
- В конце урока пусть дети назовут 5 новых слов, которые запомнили в течение урока.
Домашнее задание
Соберите все карточки, перемешайте их, снова распределите между детьми поровну в произвольном порядке. Дома пусть они образуют из них собственные кластеры, сфотографируют и отправят в группу, написав в комментариях признак сходства и семантическое ядро каждого из них.
Перемешивание и перераспределение карточек позволяют учащимся выучить не только те слова, которые они готовили.