Соучредительница общественной организации "Смарт образование" Иванна Коберник, рассказала, почему типовая образовательная программа для 5 – 9 классов не соответствует реформе Новой украинской школы.

К теме Шкарлет назвал курсы и количество часов на предметы в образовательной программе для 5 – 9 классов

Типовая образовательная программа для 5 – 9 классов

Экспертка уверяет, что министр образования и науки Сергей Шкарлет подписал приказ, которым утвердил типовую образовательную программу без изменений, несмотря на многочисленные замечания педагогов, директоров школ и общественных организаций.

По словам экспертки, типовая образовательная программа для 5 – 9 классов должна была стать продолжением реформы НУШ, которая предполагает ориентацию на потребности ребенка, создание условий для лучшего усвоения знаний и сделать обучение более комфортным для детей – уменьшить дневную и недельную нагрузку за счет удлинения общего срока обучения с 11 до 12 лет.

Но утвержденная типовая образовательная программа увеличивает количество уроков ежедневно, снижает возможности педагогов гибко распределять предметы и уменьшила количество часов на вариативные предметы или курсы. А также сохраняет многопредметность и делает обязательным преподавание курсов морально-этического направления,
– подчеркивает Коберник.

После этого немало педагогов и даже образовательный омбудсмен прислали в МОН свои замечания, но все они были проигнорированы. В МОН считают, что типовая образовательная программа не нарушает нормативных документов, поэтому является приемлемой.

Согласно типовой образовательной программе, учебная нагрузка учащихся не увеличивается. Так, при 5-дневной учебной неделе количество часов составляет:

  • для учеников 5 класса – 28 часов в неделю;
  • для учащихся 6 класса – 31 час в неделю;
  • для учащихся 7 класса – 32 часа в неделю;
  • для учащихся 8 класса – 33 часа в неделю;
  • для учеников 9 класса – 33 часа в неделю.


Какой будет типичная образовательная программа / Данные: МОН / Инфографика 24 канала

Недостатки типовой образовательной программы

Государственный стандарт базового образования определяет 5 – 6 классы обучения, как адаптационные, но типовая образовательная программа увеличивает для этих учащихся количество уроков.

Так, сейчас четырехклассники имеют 23 урока в неделю + 3 физкультуры, а типовая образовательная программа для 5 класса предлагает нагрузку 28 часов + 3 физкультуры.

“Это означает, что с переходом в 5 класс школьники будут 4 дня в неделю иметь по 6 уроков и один день – 7. И это несмотря на многолетние наблюдения, что шестой или седьмой урок для 10-летних детей – это непродуктивное время, которое они просто "отбывают" в школе”, – уверяет Иванна Коберник.


У учащихся будет большая нагрузка / Фото НУШ

Также, по словам экспертки, МОН манипулирует часами благодаря хитростям – они исключили из нагрузки уроки физкультуры. То есть уроки эти есть, три в неделю, ребенок проводит их в школе, но формально они нагрузкой не считаются.

Между тем в 7, 8 и 9 классах типовая учебная программа предлагает увеличить недельную нагрузку соответственно до 35, 36 и 36 часов (включительно с уроками физкультуры), что означает по 7 – 8 уроков ежедневно (это сопоставимо с полноценным рабочим днем). А если учитывать домашние задания – получается еще больше.

Почему это неприемлемо? Действующая программа предназначена для 11 лет обучения в школе, а новая – для 12, то есть суммарная нагрузка увеличивается.

"Хотя идея 12-летней школы была именно в том, чтобы разгрузить ежедневную школьную жизнь детей за счет удлинения срока обучения. То есть к перегруженной школе добавляют еще один год", – утверждает экспертка.

Читайте также Что будут изучать дети на уроках этики в школах: объяснение МОН

К тому же, новая типовая образовательная программа увеличила обязательные предметы и сократила количество вариативных часов. Поэтому школы имеют меньшие возможности предлагать своим ученикам курсы по выбору или факультативы.

Например, в 7 классе предусмотрено на 1,5 часа в неделю меньше вариативного компонента, а в 5, 8 и 9 классах – на 2,5 часа меньше, чем дает действующая программа. Также в 9 классе на вариативные предметы выделены мизерные 0,5 часа в неделю, что делает невозможным внедрение любого полноценного курса,
– говорит экспертка.

Иванна Коберник добавляет, что типовая образовательная программа, фактически, цементирует предметное обучение, возможность интеграции предметов упоминается, но основой остается предмет. А школьные кружки просто будет некогда посещать.

Итак, продолжение реформы НУШ предлагает украинским детям перегрузку и усталость ежедневно вместо создания комфортных условий для обучения.

"Хорошо, что хотя бы остаются нормы закона, которые предусматривают педагогическую свободу и право педагогов разрабатывать собственные образовательные программы. Поэтому, если в школе повезло с учительским коллективом, у детей будет шанс учиться интересно", – сказала Коберник.

Но в основном, школы будут работать по типовой образовательной программе с рекомендованным максимальным количеством часов, дав своим учителям побольше уроков.