К счастью, давно знакомый сюжет не оказался оторванным от реального времени, хотя и повествует о делах давно минувших дней, — он прозвучал несколько иначе, актуальнее и ярче.

Конечно, перед премьерой волновались все участники этого грандиозного проекта. Но, как признался режиссер-постановщик Анатолий Соловьяненко, такого душевного приема у публики они не ожидали, хотя и искренне на это надеялись.

Думаю, успеху премьеры способствовало талантливое исполнение всех артистов. Знаю точно, публику не обманешь, зритель очень чувствует фальшь, даже если не является профессионалом, — заметил режиссер. — Мне приходилось бывать на постановках очень распиаренных современных режиссеров, со спектаклей которых люди массово шли через полчаса после начала, а до конца оставалась треть. На моих спектаклях, к счастью, такого не было никогда, и это не только моя заслуга — это заслуга всей труппы.

Безусловно, игра актеров имеет первостепенное значение, но не менее важную роль в восприятии того, что происходит, сыграла сценография, мастерски созданная главным художником-постановщиком театра Марией Левитской.

На заднике сцены должен простирать свои воды Дунай, а кулисы были оформлены в духе народного творчества с флористическими элементами. Но особого внимания заслуживают сценические костюмы всех участников постановки. Кроме того, что сначала поражала цифра 280 — именно столько было пошито для премьеры, а многие одежды героев являются настоящими произведениями искусства.

Как рассказала Мария Левитская, для участия в проекте она пригласила еще четырех художников, которые работали над эскизами. А вот непосредственно для выполнения высокохудожественных элементов — вышивки, аппликации были задействованы 30 мастериц, которые в ручную в течение полутора месяцев трудились над созданием замысловатых рисунков на элементах украинского народного костюма, за основу которого был взят костюм XVIII века. И, как призналась Левитская: "Это был один из самых сложных проектов за время моей работы в опере. Пришлось поднять очень много литературы, которая повествует о том времени. Так, например, костюм, который был создан для Султана и вышивался в течение полтора месяца, это почти полная копия шат Сулеймана Великолепного".

Рассмотреть все великолепие ручной работы вряд ли можно даже с первых рядов партера. Так одних только плахт (женская юбка на запах) для этой постановки создано более четырех десятков, и каждая по-своему уникальна.

Поэтому весь арсенал сценических народных костюмов для оперы "Запорожец за Дунаем" можно демонстрировать как отдельную выставку, которая представляет художественное достояние страны.

Кроме сценографического великолепия, 7 марта зрителей ждет встреча с молодым солистом Валентином Дитюком, который исполнит роль Андрея. Валентин еще учится в консерватории имени Чайковского, но уже завоевал Гран-при Международного вокального конкурса им. Глинки и спел Ленского ("Евгений Онегин") на киевской сцене.

Напомним, что первый премьерный показ новой версии "Запорожец за Дунаем" собрал аншлаг и получил очень лестные отзывы.