Но оказывается, что пока все опишешь, согласуешь, убедишь всех вокруг, ситуация изменилась и надо все начинать по-новому. Получается Сизифов труд.
Задают вопрос: а можно ли начинать реформу в стране... бессистемно, ничего не прописывая и не согласовывая? (Боже, что я несу???).
Смотрим: вот у нас столько экспертов в стране и экспертных групп (только я знаю 16 крупных) и они столько действительно умного и правильного пишут, с иллюстрациями, таблицами и расчетами. И что? А ничего! Ноль на массу!... А уж сколько тысяч поправок вносят депутаты в законы, чтобы не дай бог, ничего не упустить, и все-все учесть. А толку? А никакого, все реформы стоят, как вкопанные.
И вот появляется несистемный Михо, несистемно отправляется в несистемную Одесскую область, и действует там абсолютно бессистемно. Увидел бардак на таможне — поднял шум. И никто не поставил вопрос, почему он не действует в соответствии с концепцией реформы таможенной службы Украины, в которой не прописано, что растамаживание не должно превышать 10 минут...
Увидел, что нет дороги в Рени, тут же сделал ее приоритетом. Хотя ни один эксперт в жизни не увязал бы эту дорогу с благосостоянием страны... Прицепился к одной прокурорше — и пошли волны куда надо, без всяких теоретических концепций.
И — вершина бессистемности — придрался вот Саакашвили к одинокому БТРу, который сиротливо маячил у въезда в Одессу и тупо портил всем нервы безудержным мздоимством с проезжающих фур. Интересно, хватило бы фантазии нашим экономистам-реформаторам включить пункт об этом БТРе в концепцию процветания Одесского региона? А ведь это не просто БТР. Это было сильное точечное воздействие на изменение психологии одесситов, как иглоукалывание.
Вот появилась у нас патрульная служба, и все начали стебаться: разве новая униформа или перекрашенные автомобили — это реформа? А где концепция в трех томах? А где новый закон? Подумаешь, поменяли роли полицейским, которые вытеснили гаишников... Подумаешь, набрали девиц... Где системность?
Так вот, скажу я вам по секрету, в наше время.... Системные реформы... Невозможны... В принципе... ..
Для того, чтобы их осуществить и добиться реального ощутимого результата, и не утонуть в бесплодной демагогии, надо действовать точечно и быстро, пробивая зоны прорыва и создавая точки быстрого роста. Где только можно. Или даже где попало... Потому что потом количество само перейдет в качество.
И вдруг окажется, что весь целостный неповоротливый механизм сдвинется с мертвой точки, и система неожиданно обретет такие контуры, которые нам и не снились.
Вы можете спросить, можно ли увязать несистемность с системностью, чтобы не попасть в хаос? Естественно да. Для этого применяют метод пилотных проектов, когда продвигают реформу не всей страны сразу, а отдельные регионы или отдельные приоритетные отрасли, или прорывные проекты или даже хоть что-нибудь хорошее.
К чему это я клоню? Реформу образования, за которую мы взялись, сразу оптом не провести, даже если вся полностью ее новая конструкция нами нарисована и все-превсе учтено. Это очень тяжелая и консервативная система. Можно сразу же всем надорваться, особенно законодателям.
Но если разбить на три очереди, и для начала взять и решить 20 точечных острых проблем, как, скажем, для первого пилотного проекта, то результаты будут ощутимыми и полезными для детей, учителей и родителей. И главное, — никакого шока! Из них и вырастет та самая, модернизированная полностью система образования, о которой все так давно мечтают.
В следующий раз выложу, какие это будут первые шаги, и мы вместе посмотрим, приведут ли они нас к настоящей реформе системы образования и хватит ли у нас на нее сил. Думаю, что хватит.