Анатолий Семенович в конструкторском бюро со дня его основания. Он был одним из тех, кто создавал на Новосибирском авиационном заводе первый из АНов. Уже через год после основания конструкторского бюро первый самолет поднялся в небо.

"Для нас это был праздник, когда состоялся первый полет все были очень рады", - говорит ветеран конструкторского бюро "Антонова" Виктор Ефремов.

Со времени первого полета второго АНа "Антонов" изготовил более 20 тысяч самолетов различных моделей. Около половины из них до сих пор на ходу. Однако абсолютное большинство судов, на которых летают в более 70-ти странах мира, хотя и сделаны на территории Украины, но другим государством. Парадоксально, но в 90-х предприятие, которое конструирует и собирает легендарные АНы боролось за выживание.

"Заказов не было, нас в этот период спасла от финансового краха именно наша фирма "Авиалинии Антонова", эксплуатирующая наши самолеты Руслан, Антей, АН-12", - говорит ведущий конструктор ГП "Антонов" Иван Радченко.

За последние годы Украина изготовила менее 20 самолетов АН, в то время как мощность только Харьковского авиазавода - до 40 единиц в год.

"Украина - одна из семи стран мира, способных обеспечить полный цикл авиастроения - от разработки самолетов до их серийного производства. И уникальный научно-технический потенциал из года в год теряется, а в украинском госбюджете в этом году на развитие отрасли ноль гривен", - говорит журналист Ярослав Кречко.

Согласно выводам Счетной палаты, основные фонды предприятий отрасли изношены на 70 процентов. Генеральный конструктор "Антонова" убеждает - самолеты предприятия современные, однако признает государственной поддержки действительно не хватает.

"Все государства вкладывают Европы и в Соединенных Штатах Америки вкладывают в науку, на развитие авиационных новых технологий, это и в области аэродинамики, прочности, материаловедения и оборудования самолетов. У нас к сожалению пока этого нет", - говорит генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива.

Рынок сбыта для украинских самолетов, убеждают эксперты, это Россия, страны Азии, Африки и Латинской Америки. Несмотря на желание власти и конструкторов рынок Европы или Соединенных Штатов для отечественных авиастроителей остается мечтой.

"Чтобы украинский самолет летал над Америкой надо обеспечить сертификацию двигателей украинских, стоящих на этих самолетах. Процесс сертификации может затянуться на 5 или 6 лет, потребует средств, которые порой превышают средства на разработку подобного двигателя", - говорит эксперт Центра исследований армии и конверсии Сергей Згурец.

Двигателей украинского производства не хотят и отечественные авиакомпании. В правительстве говорят в течение трех лет, они готовы купить более 40 АНов. Эксперты же сомневаются в способности украинских производителей справиться даже с минимальными заказами из-за длительного застоя в отрасли. Однако деньги на восстановление мощного серийного производства найти реально.

"Есть у нас государственные банки, они могут прокредитовать, есть мировые банки, они с радостью дадут в эту отрасль, есть фирмы, компании, государства, которые с радостью дадут предоплату. Самолеты продают президенты, это президентский бизнес - в хорошем смысле, т.е. лоббируют", - говорит экс-министр промышленной политики Украины Владимир Шандра.

Лоббировать собственное авиастроение Украина решила через Россию. СП "Антонова" и российскую "Объединенную авиастроительную корпорацию" в Украине успели расценить как сдачу активов соседу. И авиастроителей убеждают - без объединения усилий сейчас на рынке конкурентоспособным быть невозможно.

"Чей сегодня Airbus или EADS? Это страны Европы, которые объединились, они имеют свои активы, но совместно работают. Сегодня вопрос так не стоит вообще о передаче активов", - говорит генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива.

Однако результат совместной работы пока незаметен. На "Авианте" демонстрируют простой пример для Воронежского авиазавода здесь готовят 12 крыльев, однако, даже часть уже готового заказа россияне покупать не спешат. Между тем Украина и Россия собираются совместно строить и относительно новую украинскую разработку - АН-148.

"Я присутствовал на первом полете АН-148, было очень приятное ощущение, когда он взлетал. Прямо над тобой он взлетает, и ты чувствуешь что там вложена частичка тебя, частичка твоего труда", - говорит инженер ГП "Антонов" Виталий Величко.

Труд сполна так и не оценили. Еще в 2007-м уникальный на то время АН-148 вместе с АН-70 были готовы к серийному производству, однако споры с российскими партнерами помешали запуску проекта. Уже в следующем году появились иностранные аналоги. Контракты на закупку которых превысили 20 миллиардов евро. И нет в мире аналогов украинского "Руслана". Но для восстановления его производства, рассказывают на "Антонове", нужна не одна пятилетка. Поэтому пока все это остается "Мечтой".