1. Анри Тулуз-Лотрек "Кровать", 1893
Лотрек был неравнодушным к ночной жизни Парижа. На своих картинах он нередко изображал жизнь танцовщиц кабаре и проституток.
Читайте также: Кто рисовал Рождество – Ван Гог или Дали? Тест на знание зимних фантазий художников
На картине "Кровать" – две девушки (может показаться, что одна из фигур – мужчина, но нет, это девушка с короткой стрижкой). Врядли на холсте можно усмотреть сексуальное желание женщин, однако, очевидно, перед нами все же интимная сцена в значении человеческой близости. С одной стороны, то, что танцовщицы кабаре не имели достаточно финансов, чтобы снимать отдельную комнату или по крайней мере иметь личную кровать – было привычным делом. С другой – по картине разливаются тепло, нежность и ощущение безопасности. Так, будто изображенные женщины защищают друг друга от целого мира. И, вероятно, безразличного мира.
Сам Лотрек о картине сказал так: "Это именно олицетворение чувственного наслаждения". Автор демонстрирует нам другую сторону романтической любви – очарование моментов покоя, тишины и уюта.
Анри Тулуз-Лотрек "Ліжко"
Гомофобы и гомофобки могут назвать картину примером "дегенеративного искусства" или оказаться на первой стадии модели Кюблер-Росс, заявив, что на холсте просто две подруги. Поэтому попутно сообщаем, что "Кровать" – это лишь одна работа из цикла картин. И, не хотелось бы кого-то разочаровывать, но на следующей картине женщины уже целуются.
Анри Тулуз-Лотрек "В кровати: Поцелуй"
2. Керри Джеймс Маршалл "Медленный танец", 1993
Удивительная картина. По выражению лица женщины может показаться, что танец ей не очень и нравится. А если взглянуть на картину под другим углом? Обжитая квартира, две тарелки после ужина, музыка... Возможно, они за долгое время остались лишь вдвоем? И женщина демонстрирует молчаливое удовольствие от интимности момента?
Керри Джеймс Маршалл "Медленный танец"
Но ходят слухи, что Маршалл вдохновился сценой из фильма "Убийца овец". И из нее вытекает еще одна трактовка картины.
Фрагмент из фильма "Убийца овец": смотрите видео
3. Марк Шагал "День рождения", 1915
Марк Шагал любил изображать любовь как аболютно всеобъемлющее чувство, перед которым физика становится на колени, а конституция тела меняет свою конфигурацию. Художник через свои работы убеждает, что любовь поднимает человека на высоты. Для усиления этой идеи в своих картинах Шагал изображает подъем буквально, оспаривая даже закон земного притяжения перед глубоким чувством.
Читайте также: Философия Гауди: в чем уникальность творений знаменитого архитектора
Кстати, на картине "День рождения" изображен сам Шагал и его жена и главная муза Белла Розенфельд. Именно ей художник обязан образом неисправимого романтика.
Марк Шагал "День рождения"
4. Эдуард Мане "В кабачке папаши Латюиля", 1879
На картине появились две фигуры – сын хозяина заведения Луи Готье-Латюиль и актриса Эллен Андре, которая также позировала для художников, в частности Ренуара и Дега.
На этом полотне больше всего завораживает взгляд мужчины. В нем раскрывается все отношение к персоне, которая сидит перед ним – очарование, интерес, нежелание сопротивляться своим чувствам и желание продемонстрировать их. Это еще не любовь, однако в голове уже что-то кружит.
Эдуард Мане "В кабачке папаши Латюиля"
5. Рене Магритт "Влюбленные", 1928
Спасибо, господин Магритт! Здесь интерпретаций содержания хоть отбавляй – влюбленные люди слепы через свои чувства; простыни не дают влюбленным осуществить так сказать полноценный поцелуй, следовательно, это может трактоваться, что их любви что-то мешает; любовь между двумя людьми – это только для них самих и является слишком интимным, чтобы показывать ее другим; определенная форма любви может быть невыразимо прекрасной и комфортной для влюбленных, однако казаться странной/непонятной/отвратительной для других. Словом, разбирайте смыслы, пока еще горячие.
Рене Магритт "Влюбленные"
6. Эдвард Мунк "Поцелуй"
Можно было бы сказать, что поцелуй объединяет влюбленных, поэтому и не видно их лиц – мол, сейчас они не те, кем были до обмена чувствами, и вышли на новый уровень. Но Мунка, который так и не женился, этот уровень отнюдь не привлекает. Скорее пугает, сколько персонального (того, что принадлежит только тебе) может поглотить страсть. В картине чувствуется что-то угрожающее. Искусствовед Рейнхольд Хеллер считает, что в "Поцелуе" художник передал ощущение потери индивидуальности, потери собственного существования и идентичности, что, в свою очередь, является намеком на смерть.
Эдвард Мунк "Поцелуй"
7. Эгон Шиле "Объятия", 1917
Австриец мастерски передал нежность союза двух влюбленных. И это действительно удивляет, потому что другим работам, где раз за разом появлялись обнаженные мужчины и женщины в довольно откровенных позах, закидали порнографический характер. Кроме того, они были депрессивными, а героини и герои, казалось, прежде чем попасть на канву, сначала проходили многодневные пытки.
Читайте также: Искусство бесконечных линий: 9 сооружений Хундертвассера, которые непременно нужно увидеть
Шиле немного развеял тоску, когда женился в 1915 году с Эдит Хармс. С тех пор и искажений на его картинах стало меньше, чем обычно. Предполагают, что на картине "Объятия" он сам вместе с женой.
Эгон Шиле "Объятия"
8. Пабло Пикассо "Фигуры на пляже", 1931
Во время отдыха на Французской Ривьере Пикассо создал целую серию причудливых эротических картин. В частности, в "Фигурах на пляже" тогда уже 50-летний художник закодировал свой курортный роман с 19-летней моделью Марией-Терезой Вальтер, хоть и был женат с Ольгой Хохловой.
Грубые силуэты, разваливающиеся на глазах, больше свидетельствуют о пустом эротизме, чем о чувствах между любовником и любовницей.
Пабло Пикассо "Фигуры на пляже"
9. Фрида Кало "Автопортрет в образе Техуаны", 1943
Фрида Кало была замужем за художником Диего Риверой дважды. Разница в возрасте в 21 год не мешали вместе праздновать как любовь, так и боль. Они рисовали друг друга в течение 25 лет.
Читайте также: Полиамория: я дарю себе свободу и не забираю ее в других
В "Автопортрете в образе Техуаны" Кало описала значение своего мужа в ее жизни. Странные отростки, выходящие из листьев, создают эффект битого стекла. Так, будто вибрации мира деструктивные и вот-вот все распадется на фрагменты. Однако лицо художницы остается "целостным". На лбу – портрет Риверы. Его образ настолько сильно зафиксировался в сознании, что словно стал частью идентичности Кало – ее третьим глазом.
Фрида Кало "Автопортрет в образе Техуаны"
10. Франц Видерберг "Занятие любовью"
Очень откровенная, страстная и провокационная картина норвежского художника. Она не вызывает отвращения, не кажется грубой и уродливой. Теплые цвета наоборот намекают на внутреннее (не буквальное) взаимопроникновение людей. То есть физическая близость как один из способов обмена информацией – тактильной, вербальной, слуховой и тому подобное.
Франц Видерберг "Занятие любовью"
11. Николь Айзенман "Небрежный поцелуй в баре", 2011
Здесь много говорить не надо – эта картина о критической важности знать, что ты кому-то небезразличен/небезразлична. Чтобы тебя понимали, любили и при необходимости заботились о тебе.
Не важно – изображенные люди знают друг друга или нет, насколько жалкими или нет они выглядят. Им в этом зафиксированном мгновенье хорошо – они дают и получают, чего хотели. И возможно, это и имитация для самих же себя (ибо мы не знаем, "тот ли человек" рядом), но они хотят верить в эту имитацию. Так кто же имеет право им это запрещать?
Николь Айзенман "Небрежный поцелуй в баре"