В конце сентября глава правления ПАО "Укрзализныця" Войцех Балчун заявил "Интерфакс-Украина" о том, что намерен в 2016 году добиться безубыточной работы железнодорожного монополиста, а в 2017 году – вывести компанию на прибыль.
Эти амбициозные намерения вполне могли бы оказаться реальностью – по итогам января-июня 2016 года компания получила 1,536 млрд грн чистой прибыли по украинским стандартам бухгалтерского учета (УСБУ) против 17 млрл грн убытков в 2015 г. Однако все не так просто – львиная доля убытков 2015 года сформирована из-за резко возросших затрат на обслуживание и погашение еврооблигаций на сумму 500 млн долларов. Ну и прибыльность в 2016 году связана с тем, что эти затраты резко сократились – благодаря реструктуризации займов. Еще одна причина снижения затрат – в 2016 году один за другим отменяются тендеры на закупку крайне необходимого оборудования. Почему отменяются? Из-за попыток их сфальсифировать.
Да, Балчун движет "Укрзализныцю" к финансовому оздоровлению. Хотя и сталкивается с колоссальным системным сопротивлением. В одном из телеинтервью недавно он рассказал о попытках фальсифицировать и извращать тендерные процедуры: "Практически с самого начала я вижу только схемы, которые способствуют коррупции. Очень непрозрачные процедуры. Очень часто мы выбираем самое дорогое предложение в наших тендерах и низкого качества. И проблема здесь не в том, применяем мы ProZorro или нет, потому что мы применяем... А проблема там, где готовится спецификация. И эта спецификация таким образом разрабатывается, что она способствует одному победителю. И это уже несмотря на то, что уже в самом этапе тендерной процедуры все уже идет по правилам игры. И это большая проблема для фирмы".
Увы, это – не единственная проблема, связанная с закупками. Ситуация страшнее – руководители "дочек" ПАО "Укрзализныци" нередко саботируют и извращают результаты даже прозрачно проведенных конкурсов. Они возвращают к жизни уже ликвидированные было коррупционные схемы вроде той, что существовала до 2008 года при участии страховой компании "Интер-Полис".
Как это делается? Вот самый свежий пример: 26 сентября 2016 года замначальника регионального филиала "Юго-Западная железная дорога" ОАО "Укрзализныця" Руслан Мироненко издал Приказ об организационных мероприятиях по предоставлению услуг работникам и неработающим пенсионерам филиала. Этим приказом фактически аннулированы результаты конкурса по выбору страховой компании для осуществления добровольного медицинского страхования работников и неработающих пенсионеров, который был проведен 27 апреля 2016 года всей компанией ПАО "Укрзализныця".
Объявление о результатах этого конкурса было опубликовано на официальном сайте "Укрзализныци" 3 августа 2016 года, его победителями стали четыре страховые компании:
– "Интер-Полис"
– "Нефтегазстрах"
– "Украинский страховой капитал"
– "Раритет".
Дальше все было бы правильно и красиво: работники и неработающие пенсионеры изучают условия программ добровольного медицинского страхования от компаний-победительниц и выбирают самые приемлемые для себя условия.
Вот тут особо важно напомнить, что это – добровольное страхование, и каждый застрахованный имеет право выбора страховой компании. Так как страховые взносы платятся работниками за их собственный счет, а не за счет госкомпании.
Однако вот такой ход дел боссов регионального филиала "Юго-Западная железная дорога" не устраивал – изданным Русланом Мироненко 26 сентября 2016 года приказом работников государственного предприятия прямо принуждают к страхованию только в компании "Интер-Полис".
Почему именно и обязательно "Интер-Полис"? Возможно, причина благосклонности к "Интер-Полису" объясняется тем, что эта компания имеет офшорных учредителей? Что открывает просто феерические возможности по части вывода капитала в пользу реальных бенефициаров данной схемы.
Теперь "Интер-Полис" будет получать деньги также от сотрудников и пенсионеров "Юго-Западной дороги", принудительно загоняемых их руководством в эту страховую компанию. Фактически, ситуация с "Интер-Полисом" и "ЮЗЖД" очень напоминает принудительное отчисление из зарплаты разнообразных взносов во всякие "добровольные" организации, которое имело место в "совковые" времена. Только мотивы разные. Сейчас – это коррупция.
Излишне напоминать, что нарушение прав застрахованных лиц (работников и неработающих пенсионеров) на добровольный выбор страховой компании непременно приведет к конфликтам по поводу ненадлежащего качества медстрахования. А как иначе? Откуда тогда возьмутся "лишние" деньги на откачку в офшор и мотивирование тех, кто создает эксклюзивные условия для одного из страховщиков? Есть еще и второй источник конфликтов – ранее заключенные договора с компаниями-победителями конкурса, ведь теперь придется их перезаключать в пользу "Интер-Полиса".
О том, что такая "мотивация" есть, явно и недвусмысленно свидетельствует пункт 3 упомянутого приказа "ЮЗЖД", в котором дается прямое указание начальнику финансово-экономической службы обеспечить своевременное финансирование подразделений филиала "Юго-Западная железная дорога" для перечисления страховых платежей исключительно страховой компании "Интер-Полис". Игра стоит свеч для создателей "схемы" с явно недобровольным выбором компании для добровольного медстрахования – годовой платеж по Юго-Западной железной дороге составляет совокупно для работающих и пенсионеров более 70 млн грн.
Но ЮЗЖД – не единственная дорога, где стараниями местных боссов сотрудников и пенсионеров принудили сделать выбор в пользу "Интер-Полис". Чуть раньше аналогичные приказы были изданы еще в двух региональных филиалах "Укрзализныци" – на "Южной железной дороге" и "Одесской железной дороге". Там руководством региональных филиалов были подписаны договора поручения с "Интер-Полисом" (причем, исключительно с ним) где за счет страховых платежей сотрудников железной дороги перечисляется 1% за организацию такого принудительного страхования региональным филиалам железной дороги.
В общей сложности сумма платежей, уходящих в офшор, составляет ориентировочно 400 миллионов гривен. Ко всему прочему, уставный капитал и приемлемые активы "Интер-Полиса" не соответствуют нормам действующего законодательства Украины. Кто будет его докапитализировать? Все то же многострадальное ПАО "Укрзализныця"?
Теперь у Войцеха Балчуна остался очень понятный выбор: или показательно и жестко отреагировать на саботаж со стороны "боссов" Юго-Западной ЖД, или спустить ситуацию на тормозах. В первом случае он подаст сигнал «красть нельзя в принципе». Чем покажет колеблющимся, что коррупции в "Укрзализныце" не место, а также сделает еще один сильный ход в очистке команды от коррупционеров.