В Украине в последние месяцы лоббируется законопроект №3356-Д от 5.11.2020, который предусматривает обязательное добавление в бензины биоэтанолов объемом в 5% начиная с 2022 года. Биоэтанол или обезвоженный этанол производится из растительного сырья и представляет собой не что иное, как спирт C2H5OH.

Эксперты нефтегазового рынка довольно скептически относятся к биоэтанольному закону, и неоднократно призывали депутатов воздержаться от его принятия. И на это есть веские причины.

Первая – неготовность автопарка.

Машина, сошедшая с конвейера до 2008 года совершенно не приспособлена к использованию горючего с содержанием спирта. То есть все старые авто вскоре самоликвидируются из-за того, что биотопливо приведет их в состояние, не поддающееся восстановлению. Количество авто, которые предназначенных для использования бензинов с содержанием спирта, в Украине вообще не известно,
– пояснил Юрий Чорнобривец.

По словам эксперта, использование топлива с добавлением биоэтанола снижает ресурс и мощность двигателя, быстро выводит из строя свечи. Эксперт предупреждает, что спирт разъедает резиновые, пластиковые и алюминиевые детали топливной системы, в авто начинает загораться сигнал ошибки "check engine" (проверьте двигатель), что приводит к дополнительным заездам на станции техобслуживания, как следствие дополнительным расходам.

Кроме того, бензин с добавлением 5% биоэтанола будет стоить как минимум на 70 копеек дороже. Плюс существенно повышается расход горючего, иногда на 15–20%, что совсем не выгодно для потребителя.

Еще одна причина пессимизма экспертов в отношении биоэтанола в топливе заключается в наличии теневых рынков горючего и спирта: "Спиртовые заводы в Украине – старые, 50% рынка спирта в стране – в тени, соответственно, качество отечественного биоэтанола находится под большим вопросом ... Некачественный этанол ухудшает КПД мотора. При заправке плохим спиртом смесь быстро распадается, вследствие чего появляются детонация и стук клапанов".

Чорнобривец также предупредил, что теневые спиртовики вместо этанола (C2H5OH), производство которого стоит довольно-таки дорого, могут использовать метанол (CH3OH), который в разы дешевле.

"Метанол способствует быстрой коррозии металла и за короткое время способен убить любой новый двигатель. Даже если он адаптирован под работу на спирту. Отличить этанол от метанола можно только в специальной лаборатории. То есть автомобилист на заправке не может определить, какое биотопливо заливают ему в бак. И если двигатель "прикажет долго жить", то это будет проблемой самого автомобилиста... В случае преждевременного капремонта двигателя никто не компенсирует автовладельцу убытки, которые он понесет из-за некачественного биотоплива. Любая страховая компания откажет в выплате. А гарантия на авто окажется недействительной", – подытожил эксперт.

Ранее против внедрения биоэтанольного закона также неоднократно высказывались Министерство Энергетики Украины, национальный производитель нефтепродуктов "Укртатнафта" и "Нефтегазовая Ассоциация Украины".

Как показала практика ЕС – положительный эффект для экологии от добавления биоэтанола в горючее оказался мизерным. Также ЕС признал неэтичным производство горючего из продуктов питания из-за их дефицита в мире.