Война на востоке Украины продолжается уже седьмой год. На линии соприкосновения 155 населенных пунктов, и все они сталкиваются с определенными проблемами "застоя" и могут впоследствии превратиться в серую зону. Сайт 24 канала рассказывает, какие есть пути помощи прифронтовым городам и поселкам.

Читайте также Угроза для Украины и мира, – Кривонос о проблеме воды в Крыму

Что происходит в прифронтовых населенных пунктах

Недавно эксперты презентовали инициативу экономического развития прифронтовых общин "На линии соприкосновения". Все прифронтовые городки и поселки – разные, но проблемы у них одинаковые, и их решением мало кто занимается. Поэтому была создана коалиция прифронтовых общин "На линии соприкосновения", в которую вошли 12 прифронтовых городов, представители бизнеса, власти и общественности.

Андрей Грудкин, руководитель проекта, говорит, что системно экономикой в этих общинах никто не занимается. И если посмотреть на эти общины через 5-10 лет они могут стать "серой зоной", что сыграет на руку России в ее концепции "Украина как фейлд стейт, государство 404".

В сознании украинцев уже сформировалось мнение, что отсюда уехали люди и прифронтовые города являются заброшенной "серой зоной". Но это не так. Количество детей в детских садах и школах ежегодно растет, сравнивая с кризисным 2015 годом. Это не история о "дайте нам все и сразу", это стремление развития на уровне с другими украинцами,
– отметил Грудкин.

Эксперты говорят, что большинство общин Донецкой и Луганской области сформировали хорошие площадки гражданской активности, несмотря на то, что есть много сдерживающих моментов. Валентин Красноперов, председатель правления ОО "Сильные общины", приводит пример, что там есть военно-гражданские администрации, которые не имеют всех полномочий местного самоуправления. И это "фактор сдерживания для развития".

Нет понимания, стратегии и видения этих территорий. Украина живет в одном контексте, а прифронтовые общины в другом. Национальную законодательную базу для этих территорий надо адаптировать. Так и получается, что центральное правительство может забрать налог на землю, а общины потеряли 218 млн грн (исследовали Торецк, счастье, Авдеевку, Попасную – 24), – говорит Красноперов.

Также по теме Пожары на Луганщине являются провокацией российских боевиков – ООС

Какие есть проблемы и как их решить

Эксперты выделили основные проблемы, с которыми сталкиваются общины прифронтовых населенных пунктов:

  • доступные медицинские услуги и потребность построить хотя бы одну больницу на две области: Луганскую и Донецкую;
  • водообеспечение и возможность софинансирования доступного водоканала аграрным бизнесом;
  • информационная безопасность на территории и обеспечение украинским контентом;
  • привлечение инвестиций и создание условий для развития бизнеса.

Грудкин говорит, что нужно из того ресурса, который есть, разработать прозрачные, инклюзивные и четкие механизмы. Чтобы это дало толчок и выровняло прифронтовые общины с теми, что рядом. Он добавляет, что кредиты для бизнеса под 5-7-9% недоступны, их нужно разблокировать. Также нужна переквалификация в условиях, когда будут закрываться шахты, чтобы люди не выезжали, а оставалась работать.

"Нам болит, когда в Краматорске, в городе, который имеет 1,5 миллиарда гривен бюджета, в год эпидемии коронавирус, идут большие субвенции на утепление домов. А в Красногоровке люди пьют техническую воду из кранов", – приводит примеры Грудкин.

Также большая проблема с доступностью медицины и нехваткой врачей. Эксперты говорят, что даже если дать медику квартиру под ключ, не факт, что он поедет в прифронтовые населенные пункты. Поэтому надо придумывать дополнительные преференции-надбавки и тому подобное. К тому же, Донецкая и Луганская область – это единственные области, которые не имеют третьего звена медицины, то есть, областных больниц.

Дмитрий Лубинец, Председатель Комитета ВРУ по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий, подчеркивал, что для прифронтовых общин нужны также инклюзивные законодательные изменения.

Бюджет на развитие Луганской и Донецкой областей выделяется огромный, на самом деле. Но существует проблема, касающаяся закона о децентрализации, в целом. Сельская местность не может конкурировать с крупными городами. Чем меньше населенный пункт, тем меньше возможностей получить финансирование,
– отмечает Лубинец.

Он добавляет, что, деньги дают, прежде всего, большим городам, а маленьким населенным пунктам с ними очень трудно конкурировать. Местным руководителям надо искать возможность дополнительного привлечения, однако ВГА (военно-гражданская администрация) физически не успевают это делать.

В Министерстве по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины, добавляют, что их главная цель – сделать регион привлекательным для бизнеса, что за счет уплаты налогов обеспечит развитие общин и их комфортное существование.

По словам первого заместителя министра Минреинтеграции Ростислава Замлинского, стратегия экономического развития Донецкой и Луганской областей будет включать развитие областей тремя путями: путем создания условий привлечения внутренних и внешних инвестиций, финансирования развития за счет государственного бюджета и за счет международных доноров и организаций.

Также пока что они сосредотачиваются на изменениях на подконтрольной территории, а потом это все распространится на временно оккупированные территории.