О смерти всех членов экипажа "Титана" стало известно, когда подводные поисковые роботы обнаружили первые обломки субмарины. Причиной достаточно быстро назвали "катастрофический взрыв". Спасатели в общей сложности обнаружили два поля обломков, одно из которых содержало хвостовой конус, а другое – его посадочную раму. Это свидетельствует, что лодка распалась, не достигнув дна, а затем медленно опускалась, рассыпая остатки в разные стороны.

Смотрите также Авария субмарины "Титан": спасатели подняли со дна океана все, что осталось от судна

Причина и расследование

Как пишет BBC, структура обломков свидетельствует об утечке. На момент аварии лодка опустилась настолько глубоко, что количество воды над ней было бы эквивалентно весу Эйфелевой башни, то есть не менее десяти тысяч тонн. Вероятно, корпус, который, судя по всему, был сделан из просроченного материала, просто не выдержал и начал разрушаться после появления разрыва в углеродном волокне. Давление снаружи сжало субмарину.

Структура корпуса субмарины
Структура корпуса субмарины: окно слева, рама для осадки снизу и белый корпус из углеродного волокна / Фото BBC

По словам Райана Ремси, бывшего капитана подводной лодки Королевского флота Великобритании, чтобы понять, как правильно вести расследование и что можно было сделать, чтобы предотвратить катастрофу, следователи будут собирать все обломки, которые смогут найти на дне.

Черного ящика нет, поэтому вы не сможете отследить последние движения самого судна, но в остальном процесс расследования ничем не отличается от расследования авиакатастрофы,
– говорит Рэмси.

После того как исследователи поднимут обломки на поверхность, они проанализируют структуру кусочков углеродного волокна. Каждый из них тщательно изучат под микроскопом, уделяя особое внимание направлению нитей углеродного волокна. Следствие будет искать место разрыва, что будет очень сложной задачей. Дело усугубляет и то, что собирают остатки с помощью дистанционно управляемых аппаратов в полной темноте океанского дна.

Обломки субмарины "Титан" поднимают на поверхность / Фото AP

На данном этапе неясно, какое ведомство будет вести расследование, поскольку нет протокола для таких инцидентов с подводным аппаратом. Все становится еще сложнее, учитывая, что инцидент произошел в отдаленной части океана с участием людей разных национальностей. Но поскольку береговая охрана США до сих пор играла ведущую роль в операции, она, вероятно, продолжит заниматься этим вопросом.

Система раннего предупреждения

Согласно данным OceanGate, судно было оснащено "системой мониторинга состояния корпуса в режиме реального времени". Посредством акустических датчиков и тензодатчиков она может анализировать влияние изменения давления по мере погружения подводного аппарата на глубину и "точно оценивать целостность конструкции". Фактически это система раннего предупреждения о пробоине в корпусе. Если бы она сработала должным образом, экипаж получил бы предупреждение о возвращении на поверхность и трагедии удалось бы избежать. Если причиной аварии была брешь в корпусе, следователи должны выяснить, почему она не сработала.

Если следствие подтвердит свои предположения о попадании воды, то следующим вопросом будет то, произошло ли это из-за отсутствия должного тестирования, как предполагают некоторые эксперты. Дело в том, что все суда должны быть сертифицированы. Для этого внешний орган проверяет их на соответствие определенным стандартам. OceanGate такой сертификации не имела, объясняя это тем, что Титан – это экспериментальное судно, настолько инновационное, что текущие методы оценки были бы неуместны. Однако профессор Дэвид Эндрюс из Университетского колледжа Лондона сомневается в таком подходе: "Это может быть хорошо, если вы исследовательское судно, расширяющее границы исследований. Но как только вы начинаете зарабатывать деньги, перевозя пассажиров, брови начинают подниматься", – говорит он.

Проверки

Напоследок, следствие разберется в том, проводились ли по "Титану" регулярные проверки. Каждый раз, когда субмарина спускалась на глубину, ее корпус сжимался под огромным давлением воды – он становился меньше, а затем возвращался к нормальному размеру на поверхности. Этот регулярный стресс привел бы к усталости материала, ослабляя его. Непонятно, проводилась ли проверка на наличие трещин после каждого погружения, и если да, то насколько она была обширна. Например, проверяли ли судно с помощью ультразвукового сканирования или рентгеновских лучей на наличие микроскопических дефектов.