При этом львиную долю прибыли в космическом секторе генерируют частные компании, в то время как государственный сектор в основном тратит средства на оборонные и научные заказы. Учитывая впечатляющие темпы роста космического рынка координатор проектов в Noosphere Сергей Перун специально для 24 Канала проанализировал, какое место может занять Украину в глобальном космическом секторе.
Смотрите также NASA в гостях у украинцев: как James Webb раскрывает секреты космоса
Государственный сектор
С точки зрения именно экономических перспектив для государственного сектора Украины, ситуация пока неутешительная. С 2014 года весь сектор имел фактически 4 глобальных проекта, которые приносили деньги и подпитывали крупные предприятия. Это участие в создании американской ракеты-носителя Antares, европейской ракеты-носителя Vega, участие в "Морском старте", прекращенном с 2014 года, и создании космодрома в Канаде под ракету Циклон-4. Причем последний проект все еще находится на стадии разработки: не готовы ни космодром, ни сама ракета, так что о доходах пока говорить рано.
Из перечисленных, на сегодняшний день остаются лишь космодром в Канаде и разработка Циклон-4, готовность которой постоянно откладывают, а также производство двигателей для Vega-C, законтрактованное до 2029 года, после чего у Европейского космического агентства есть намерения заменить разработку КБ "Южного" на двигатель германской компании Astrium. Участие в "Морском старте" закончилось в 2019 году, а производитель Antares уже начал работать с американской Firefly Aerospace, которая заменит КБ "Южное" и Южмаш.
Несмотря на негативную ситуацию, перспективы роста есть. Во-первых, Украина утвердила план действий по сотрудничеству с ЕКА (Европейским космическим агентством, ESA) и это направление не только приблизит нашу страну к вступлению в ЕС, но и должно стать мощным толчком для развития космического сектора. Европа фактически осталась без собственных ракет (если не считали легкую Vega, сделавшую 2 удачных старта за 2 года) после отказа от сотрудничества с Россией, и следующие несколько лет будет полагаться только на американские ракеты SpaceX.
Это открывает возможности для украинских государственных компаний предложить себя как альтернативу, если и не как производителя готовой ракеты, то как одного из главных участников в разработке новых транспортных средств. Преимущество Украины в том, что научно-техническая база и большое количество высококлассных специалистов готовы к созданию рабочих решений уже сейчас.
А когда Украина станет полноценным членом ЕКА, для нас откроется рынок заказов и программ, доступных только членам космического агентства. На 2023 год ЕКА имел бюджет в размере 7,08 млрд евро, из которого наиболее ценными стали поддержка и расширение европейской навигации Galileo (1,1 млрд евро), мониторинг Земли (1,7 млрд) и космическая транспортировка (891 млн евро), где львиную долю заказов ЕКА делала именно у частных компаний.
Частный сектор
На фоне государственного сектора в частном картинка несколько более положительная. На глобальном рынке уже работают компании с украинскими корнями. SETS, EOSDA и Flight Control, основанные Максом Поляковым, уже успели зарекомендовать себя как надежных поставщиков комплектующих и услуг, а вертикаль компаний Ноосфера вообще стала первой из украинских корней, запустившей спутник собственного производства в космос.
Кроме того, Flight Control, происходящий из Днепра, уже имеет опыт международного сотрудничества с американской Firefly Aerospace, а также с другими заказчиками. И это сотрудничество в свое время позволило Южмашу также присоединиться и выполнить заказ для Firefly – изготовили габаритный макет ракеты Beta.
В отдаленном будущем, в перспективе на 10 лет, евроинтеграция увеличит количество украинских специалистов, которые будут получать образование не только в Украине, и будут иметь более широкие возможности для использования своих знаний. Это решит появившийся с началом полномасштабного вторжения кадровый голод Украины и увеличит заинтересованность будущих студентов в отрасли, которая в последние годы не была среди популярных.
А между тем В Украине прошел хакатон NASA Space Apps Challenge Dnipro с рекордным количеством участников
Будущее космического сектора Украины
Евроинтеграция и вхождение Украины в ЕКА несут только положительные перспективы в нашей стране, причем без рисков конкуренции со стороны европейских стран. Единственным сложным моментом будет только соревнование за квалифицированных работников, многие из которых захотят привлечь в свой штат зарубежные компании. Но и это действительно только положительно повлияет на развитие нашей страны, ведь спрос на ученых и инженеров вызовет популяризацию этих профессий среди молодежи, а уровень украинского образования все еще будет способен осуществить подготовку таких кадров.