На мой взгляд, есть один проект, который позволяет направить эти дискуссии "в одно русло". Речь идет о "процентной филантропии".
Реализация этого проекта позволит решить две самые болезненные проблемы: во-первых, увеличить финансирование учреждений социальной сферы (негосударственных в большей мере), во-вторых, сделать систему налогообложения более прозрачной и управляемой со стороны гражданского общества и, даже, каждого конкретного украинца.
Читайте также: Бизнес рассказал Гройсману о ситуации с ж/д грузоперевозками
Перед тем, как непосредственно обратиться к рассмотрению механизма "процентной филантропии", хотел бы сделать общее небольшое введение в экономику социальной сферы.
Что такое экономика социальной сферы?
В последние десятилетия практически каждое государство столкнулось с проблемой дефицита средств на развитие учреждений культуры, образования, науки, здравоохранения, реализацию других социальных проектов.
Поиск решения этой проблемы в европейских странах начался сразу в нескольких направлениях: совершенствование налоговой политики и управления государственным бюджетом; развитие дополнительных источников финансирования (от создания специальных фондов до лотерей и азартных игр); внедрение экономических механизмов в деятельность самих социальных институций, реализация ими высокоприбыльных проектов, позволяющих финансировать дотационные проекты (например, активное развитие прикладных научных исследований, с направлением полученной от них прибыли на финансирование исследований фундаментальных).
Но, что и отличает европейскую культуру и социальную практику от многих других в мире, – параллельно началось формирование и активное развитие отдельной области знания, – экономики социальной сферы (с подразделами экономики культуры, науки, образования и т.д.). В настоящее время в рамках этого направления исследований осуществляется порядка 30% всех междисциплинарных социально-экономических исследований в странах ЕС.
Начало новой исследовательской области было положено работой Вильяма Баумоля и Вильяма Боуэна "Исполнительские искусства – экономическая дилемма" (1966 год). В ней авторы приходят к двум основополагающим выводам.
Читайте также: Порошенко провел визит в Сербию: президент Украины подвел итоги переговоров с Вучичем
Первый: экономическая эффективность культуры не зависит от научно-технического прогресса: если выдающееся музыкальное произведение написано композитором и может быть исполнено только шестью музыкантами в мире, то, какие бы не были новые научные открытия и технологические достижения, никто другой не сможет сочинить такое же произведение и вряд ли число исполняющих его увеличится до шестисот музыкантов.
Второй: в социальной сфере издержки производства растут быстрее, чем цены на конечный продукт.
В декабре 2002 года журнал Business Week в статье Дж. Бирне привел основные принципы "новой" филантропии, как особого экономического механизма социальной сферы. К ним автор отнес:
- возросшую амбициозность проектов "третьего сектора", их направленность на решение важнейших проблем в жизни общества;
- системный, стратегический характер социально-культурных проектов, охватывающих, как правило, сразу несколько направлений деятельности и сфер общественной жизни;
- изменение менеджмента социальных предприятий, более широкое применение им технологий и методов менеджмента производственных фирм, развитие маркетинга социальной сферы;
- глобализация социальных проектов (для примера, хотя бы, мировые туры артистов, распространение художественного контента в Интернете, различные творческие паблики и группы в сети и так далее);
- ориентированность на результат и требовательность к результатам;
- вовлеченность, непосредственное участие самих доноров в этой деятельности.
Все более широкое развитие сети социальных организаций, основанных на этих принципах, привело даже к новому понятию "филантрокапитализма". Активным сторонником этого понятия стал известный ученый и бизнес-консультант из Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.
Читайте также: Ограничение импорта сырья для украинской промышленности обвалит курс гривны, – Каленков
По мнению Грега Диза, из университета Дьюка, "филантрокапитализм" можно определить как "мобилизацию и использование частных ресурсов, включая деньги, время, социальный капитал и экспертные знания для улучшения мира, в котором мы живем, посредством деятельности организаций гражданского общества".
Именно в рамках теории экономики социального сектора первоначально в виде теоретической модели сформировался проект "процентной филантропии".
Процентная филантропия – будущее экономики социальной сферы
Когда говорится о "процентной филантропии", подразумевается, что определенная часть общественных доходов, являющаяся долей налоговых платежей граждан, непосредственно, по их воле, направляется, как государственным, так и негосударственным предприятиям социальной сферы. Законодательство ряда европейских стран, разработанных на основе этой модели, предоставляет налогоплательщику право самостоятельно или путем подачи заявления в налоговые органы перечислять часть уплачиваемой суммы (обычно от 0,5 до 2%) в пользу конкретной организации, имеющей право на получение такого рода пожертвований. Налоговая нагрузка на конкретного плательщика не уменьшается (НДФЛ как был 18%, так и остается), но он получает возможность указать конкретного получателя части взыскиваемого с него налога, а затем проконтролировать использование этих средств.
Для коммерческих же предприятий, участвующих в проекте, возможно, говорить о предоставлении налоговых льгот (например, снижение налогооблагаемой базы при налоге на прибыль или о снижении ставки налога на вывод капитала). Техническая часть работы по переводу средств получателю, учету внесенных платежей, выполняется налоговыми органами.
В этом проекте важным является то, что плательщик сам выбирает одну или несколько из организаций, указанных в специальном списке. Подобный список составляется либо государственными органами, либо по инициативе самих граждан, путем внесения своих предложений в открытый рейтинговый список на специальной электронной площадке.
Читайте также: Почему украинцы работают нелегально: версия исследователей
Также в специальном законе, регулирующем осуществление данного проекта, специально оговаривается набор инструментов, позволяющих гражданину или организации проследить использование перечисленных им средств, а также меры повышения открытости таких организаций гражданскому обществу.
В том случае, если налогоплательщик не смог или не пожелал выбрать конкретную организацию-получателя, то его средства направляются в специальный фонд, который будет формироваться именно за счет этих средств, а их распределение будет осуществляться на условиях предоставления грантов, стипендий и субсидий. В этом случае, налогоплательщик теряет возможность непосредственно отслеживать движение своих средств и их использование, ему будет предоставлена лишь возможность влиять на деятельность этого фонда и знакомиться с его деятельностью.
Для тех же налогоплательщиков, кто не желает вообще участвовать в финансировании социальной сферы, все остается по-прежнему, их налоги будут зачисляться в полном объеме в бюджет и распределяться министерством финансов, на основе закона Верховной Рады о бюджете.
Хочу обратить внимание на то, что результаты "процентной филантропии" будут определяться тем, насколько будет понятной и удобной для людей схема ее реализации и насколько реальными окажутся их возможности воздействия на деятельность организаций-получателей. Добиться же этого можно только при широком использовании информационных технологий и создания соответствующих площадок (вот Вам и выход на идею "электронного правительства"!).
Еще одним важным моментом выступает то, что применение "процентной филантропии" (я бы, все-таки, предложил более уместный термин "налоговая филантропия") не снижает объема бюджетного финансирования социальной сферы, даже тех организаций, которые вошли в число ее получателей. Иначе, мы получаем хорошую "лазейку" для нашей власти, вообще отказаться от финансирования социальных предприятий.
Также необходимо предусмотреть и положение о том, что получение средств "налоговой филантропии" не препятствует организации возможности получить и другие виды пожертвований, а также дополнительное бюджетное финансирование.
Читайте также: Какие доходы получают нелегальные работники: данные исследования
Где реализован проект?
В настоящее время "процентная филантропия" реализуется уже в нескольких странах Европы.
В Венгрии, первой стране, внедрившей новый механизм, "Закон об 1%" был принят в декабре 1996 года. Согласно ему, граждане – плательщики НДФЛ, получили право перечисления 1% суммы налога, указанным ими бюджетным или некоммерческим организациям. Первым результатом стала многократная активизация деятельности НКО, стремящихся привлечь к себе внимание граждан и убедить их перечислить соответствующие средства. В настоящее время список организаций-получателей насчитывает уже более 30 тысяч учреждений и НКО. Если, в 1997 году, только 8% венгров использовали эту возможность, то в 2005 году их доля увеличилась до 35%, а в 2016 году – до 78%.
Рост поступлений от 1%-ных отчислений и частных пожертвований в Венгрии (1997–2003 гг., в млн евро) Источник: (Gerencsér, Oprics (2007)).
В Литве объем средств, направляемых гражданином на "налоговую филантропию", составляет 2% суммы подоходного налога. Литовское законодательство не ограничивает число получателей, но налогоплательщику приходится детально обосновать свой выбор организаций-получателей.
Польша ввела 1% систему, в 2004 году в Литве введен налог 2% . В Румынии законопроект "об 1%" вступил в силу с 2005 года, как уведомляют в Europian Parliament.
В Италии, с 2006 года, налоговое законодательство подходит к «налоговой филантропии» более обобщенно: гражданам позволено определять не конкретные организации-получатели 0,5% их НДФЛ, а возможные направления поддержки: некоммерческие организации социальной направленности, университеты, организации культуры , музеи, библиотеки, центры социальной и психологической помощи, исследования молодых ученых, персональная поддержка талантливых людей и ряд других.
В Украине, с 2006 года, Центром филантропии Украины ведется лоббирование внедрения "процентной филантропии" в стране. Проект этой организации предусматривает возможность каждого украинца передать 2% уплаченного им НДФЛ на финансирование деятельности некоммерческих организаций. Однако, закон до настоящего времени не вынесен на широкое обсуждение и, тем более, на рассмотрение Верховной Рады.
В заключение, отметим, что "налоговая филантропия" порождает множество социальных, экономических и политических эффектов, важнейшими из которых являются:
- предоставление гражданам реальной возможности участвовать в администрировании своих налогов, что повышает уровень их доверия к власти;
- возрастание финансовой грамотности населения;
- постепенное увеличение денежной базы организаций социальной сферы;
- повышение активности гражданского общества и его влияния на принимаемые решения;
- развитие культуры благотворительности в украинском обществе.
Читайте также: В Украине увеличились пенсии и прожиточный минимум: известны суммы