Война в Украине оказалась сокрушительной для мирного населения и в том числе для украинского образования. В Министерстве образования говорят, что с начала полномасштабного вторжения россии, оккупанты полностью разрушили 269 учебных заведений. Всего повреждения получила 2131 школа.

Важно Как и где школы в Украине будут работать онлайн, а где – офлайн

Испытания для украинцев

Новый учебный год станет испытанием и для педагогов, и для учеников, и для родителей. Министр образования и науки Украины Сергей Шкарлет в эфире информационного телемарафона сообщил, что сегодня 41% школ и детсадов отвечают требованиям безопасного образовательного процесса.

По его словам, министерство имеет сдержанный оптимизм по поводу начала с 1 сентября образовательного процесса. Которое, напомним, МОН рекомендовало руководителям учебных заведений начать в школах очно.

Кроме физической безопасности, школа должна создать для детей надлежащие условия для развития и подготовить к реальной жизни. Основатель движения педагогов EdCamp Ukraine Александр Елькин говорит, что именно поэтому сейчас вопрос продолжения реформы образования еще более актуален.

Он объяснил, что в этом году по плану реформ мы должны увидеть НУШ в масштабе базового среднего образования, ведь "все, что касается подготовки к продолжению этой реформы, должно быть приоритетом государства".

Люди, которые уехали за границу, спасая свою жизнь и своих детей, которые остаются там внутри других образовательных систем, будут принимать для себя решение о возвращении в Украину. И те, у кого есть дети, будут возвращаться, учитывая, что мы здесь будем иметь с образовательным процессом. Поэтому если мы хотим снова собрать всех украинцев на родной земле, мы должны думать об образовании. Чтобы взрослые могли быть уверены и в безопасности, и в будущем своих детей,
– заметил Элькин.

Александр Элькин с командой EdCamp Ukraine / Фото пресс-службы EdCamp Ukraine

Война, несмотря на тот огромный объем боли, который она несет каждому, дарит еще один шанс перестроить страну. В области образования в частности. Новая украинская школа, как реформа, которая была начата еще в 2016 году, сейчас приобретает еще большее значение и требует еще большего внимания и инвестиций со стороны правительства и всех украинцев. В ее основе заложена идея развития мягких навыков, являющихся частью сквозных компетентностей. Это об умении учиться, брать на себя ответственность,
– добавил он.

По его словам, война показала, как педагоги, проявляя героизм в профессии и в принципе, сохраняли образовательный процесс, где было смещение акцента из знаний, навыков, компетентностей и обучающих результатов, на контакт, общение и психоэмоциональную поддержку детей.

"В такие кризисные моменты мы понимаем, что образование в современном мире не может выполнять только роль трансляции знаний. Оно должно заниматься комплексом обучения и воспитания личности. Вещи, связанные с устойчивостью, с умением адаптироваться, самостоятельно учиться приобретают особую важность", – говорит Элькин.

Обратите внимание Календарь каникул 2022 – 2023: как будут учиться школьники

Чтобы проработать часть этого опыта, EdCamp запустила проект, в рамках которого опубликовала истории 26 педагогов со всей страны на украинском и английском языках. Они рассказывают о том, как покидают дома из-за войны, помогают коллегам, об уроках, которые они извлекли, и о том, какие уроки эта война несет для мирового сообщества.

Обратите внимание Каким будет новый учебный год для студентов и вузов

Ряд этих уроков, которые влияют на учебный процесс, могут быть полезными украинским учителям в новом учебном году:

Люди – главный ресурс силы

То, что с 24 февраля почувствовали не только педагоги, но и все украинцы: люди рядом являются тем ресурсом, который позволяет восстановить собственные силы. Особенно в стрессовых условиях войны, когда живешь в постоянной опасности.

Сейчас очень важно, чтобы дети могли не просто заучить материал, а имели навыки адаптации. Сейчас я увидела, как это срабатывает с теми, кто уже имеет эти навыки. Мои дети в 6-м классе знают, как друг друга поддерживать, даже находясь в разных странах. Честно говоря, благодаря карантину нам не так уж трудно приспособиться к жизни в зуме. Но каждый раз дети за границей говорят, что очень хотят вернуться, потому что им не хватает общения, объятий, того, что есть в обычной детской жизни,
– рассказала учительница информатики Одесской школы №22 Виктория Пустовит.

23 февраля стал последним днем нормальной учебы во многих украинских школах / Фото пресс-службы EdCamp Ukraine

Мы уже научились общаться с учениками и ученицами, которые в большей степени, чем мы, почувствовали, что такое война. Надо правильно говорить с такими детьми, чтобы они не чувствовали, что они не такие, как другие дети. Не все умеют принимать помощь, не все понимают, что она им нужна, некоторые не хотят, чтобы ему помогали. При этом дети не отличаются от взрослых. Поэтому это общение слишком деликатное дело, которое нужно делать очень осторожно,
– добавила учительница математики и информатики в Рогачинской школе Нараевского сельского совета Иванна Перунова.

Яна Петлеваная, преподавательница истории и правоведения, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОСП "Чертковский профессиональный колледж экономики и предпринимательства" ЗУНУ также отмечает, что потребность в общении показывает, насколько важно проводить уроки не онлайн, а в режиме реального времени там, где это возможно.

Важно В Польше заработала бесплатная горячая линия для учеников и студентов из Украины

Ее учебное заведение выбрало для себя формат тематических клубов и эти занятия популярны, потому что в живом общении нуждаются все.

Если традиционные онлайн-уроки проходят тяжело, то занятиями вне школы детки и родители довольны, потому что общаются, открываются и развиваются вживую. Это сейчас очень востребовано и очень хорошо. Потому что нужно прорабатывать травму, и только общением можно снизить уровень тревожности. Поэтому мы организовываем занятия офлайн, чтобы дети чувствовали, что они нужны, что их слушают, им нужно дружить,
– рассказывала она.

Олеся Чайковская, учительница украинского языка и литературы в школе им. В. Черновола города Южный Одесской области также отметила, что сейчас она с коллегами осознает, что пора строить действительно новую украинскую школу.

"Нам стоит преступить прошлый опыт, избавиться от стереотипов. Сближение с детьми — основа нашей работы", – подчеркнула она.

Школа не должна учить ходить по струнке

Опыт войны показал, что школа не должна учить ходить по струнке и одинаково мыслить. Это – один из тех стереотипов, от которых следует избавиться. Школа должна поддерживать и развивать умение творчески решать проблемы и поощрять поиски знаний. В условиях войны это важные навыки. Они – залог выживания, в первую очередь.

Мы обычно стараемся все проводить в игровой форме. Это дает деткам возможность немного отвлекаться и одновременно качественно усваивать материал. Благодаря играм я проверяю уровень знаний и даю новый материал, не напрягая ученичество. И до этого мои уроки были построены на играх, а сейчас они помогают преодолеть стресс и быть не такими напряженными.
– добавила Петлеваная.

Учительница истории, директор школы № 26 в Харькове Елена Золотоверхая отметила, что во время боевых действий ее коллегам, решившим не прекращать образовательный процесс, помогло сместить фокус не на обучение, а в поддержку друг друга. "Мы не проводили уроки и не нарушали законодательство, но сделали гибкий график общения, и учителя говорили между собой и с детьми на разные темы", – рассказала она.

Мы стараемся проводить полноценное обучение. На уроке я подкрепляю и дублирую материал видеозаписями, чтобы дети могли их посмотреть в удобное время, если им что-то непонятно. Первое, что я изменила – моральный дух на уроке. Сейчас для меня самое главное, чтобы у детей был ресурс и вдохновение учиться. Поэтому в начале урока настраиваю всех положительно. Материал я выбираю так, чтобы он был легкодоступным для большинства, не давлю на детей и практикую только положительную оценку. У меня сейчас задача – чтобы каждый и каждая смогли выполнить упражнение, делали это и чувствовали свою способность, имели успех,
– заявила учительница математики из Тернопольской школы № 14 им. Б. Лепкого Людмила Серкиз.

Учительница химии из Технологического многопрофильного лицея им. Мазура в Хмельницком Наталья Зима добавила, что сейчас отмахнуться от общения с детьми нельзя – они нуждаются в максимальной поддержке.

Также обратите внимание Как пойдут украинские дети в школу за границей и что об этом нужно знать

"Когда мы выходим онлайн, используем больше упражнений для снятия психологической нагрузки. Мне это было странно, потому что уроки химии считаются очень сухими. Но сейчас в конце урока надо поговорить. И здесь важно учительницам и учителям быть к этому готовыми", – объяснила она.

Дети реагируют на реальность в своих играх и творчестве / Фото пресс-службы EdCamp Ukraine

Петлеваная также подчеркнула, что сейчас образование требует большего количества психологических игр на раскрытие, доверие. Кроме того, по ее мнению, важно уделять много внимания психологическим аспектам и поддержке людей в экстремальных ситуациях, практическим навыкам первой медицинской помощи, противоминной безопасности, знать правила уличного боя и т.д. По ее мнению, и после победы эти темы останутся актуальными.

Сейчас я вижу, что детей нужно готовить к разным нестандартным ситуациям, к реалиям жизни. Давать больше практических навыков для повседневной жизни. К сожалению, из-за войны мы не успели научиться инструментам СЭЭО, социально-эмоционального и этического обучения. Если бы у меня в арсенале были эти практики, я могла бы помогать эффективнее. Я вижу, что такого рода практики сейчас очень важны, потому что позволяют найти баланс. Не все умеют вовремя и правильно себя уравновесить,
– сказала преподавательница.

Знания должны быть практическими. Это спасает жизнь

Так, например, учительница физики, информатики и астрономии из Кременчуга Оксана Белобров после начала полномасштабной войны начала преподавать физику, руководствуясь ее практической пользой для каждого. "Мои занятия были не о том, что ученики должны были знать и делать по программе, а о важных физических явлениях, понятиях с прикладным значением. Я рассказывала детям о защите от радиации или важности инерции. Например, чтобы остановить предмет, который инерционно движется, достаточно простой деревянной доски, и это может сохранить жизнь", – добавила учительница.

С детьми у нас не было учебы, но мы поддерживали чат с ними и их родителями, пробовали говорить о музыке, фильмах, обменивались мемами. Но сработало другое. Один мальчик предложил собраться и готовить коктейли Молотова. Остальные дети горячо его поддержали. Я была удивлена – никогда раньше они так не хотели изучать химию,
– добавила Зима.

Руководитель секции химических технологий Киевской МАН, психотерапевт Ольга Казакова добавляет, что сейчас в целом важно усиливать естественные науки.

"Сейчас качество обучения в целом упало. Не у всех есть ресурс учиться. Не у всех к этому готова психика. И акцент остается только на математике, украинском языке, истории и иностранном языке. А вот естественные науки, к сожалению, якобы неактуальны сейчас — потому что не входят в тесты для поступления, но на самом деле я на это смотрю иначе, и не только потому, что мои предметы самые лучшие. Химия, физика, биология — очень хорошие дисциплины для развития критического и логического мышления, применения научного метода в повседневной жизни, которое непосредственно касается безопасности нашей жизни​", – объяснила она.

Война всегда рядом

Нужно понять, что эта война – надолго. Это страшно. Но если правильно проработать полученные из нее уроки и знания, она также может стать ресурсом и залогом развития.

Немало школ превратились в гуманитарные и волонтерские хабы / Фото пресс-службы EdCamp Ukraine

Учитывая это, задача школы – научить детей, как уберечь и развить себя физически и удержать психологическую, эмоциональную и культурную целостность.

Обратите внимание Бесплатные учебники, канцелярия и прочее: какие страны обеспечивают школьников из Украины

Зима подчеркнула, что важно не гнаться за визуальным антуражем вроде вышиванки, а строить идентичность на уровне ценностей и культуры.

"Надо исследовать нашу культуру неформально. Смотрите, как сейчас звучит "Червона калина", как дети начали интересоваться историей. Надо, чтобы это стало частью жизни. Также очень важно, независимо от страны и образовательной системы, начинать с критического мышления и учить детей анализировать, искать доказательства, аргументировать собственное мнение, чтобы оно не было лозунгом. Нам, взрослым, это тоже трудно, но надо этому учить. Критическое мышление дает понимание ценности обучения, развития, науки, экологии. Критическое мышление и национальная идентичность – два краеугольных камня, на которых надо строить образование будущего", – добавила она.

При этом, как отметила учительница математики и информатики из Опорного лицея №1 им. Е. Березняка в Помошной Кировоградской области Елена Трибко, дети сами заинтересованы в том, чтобы развить собственное критическое мышление. Потому что осознают, насколько это отличает их от россиян. По ее словам, дети не хотят быть такими, как наши враги, вместо этого выполняют творческие проекты и с радостью присоединяются к бану вражеских страниц как юные хакеры.

Информатику дети любят, этот предмет современный, актуальный. Поэтому в моем преподавании изменилось лишь то, что я предлагаю им видеоуроки для самостоятельной работы. Я очень верю в Вооруженные силы Украины, в наших людей и волонтерские движения. Я не уверена, что смогла бы держать оружие, мое место – быть учителем, поддерживать мое IT-войско. Потому что мы с детьми учим и как фейки распознавать и как DDOS-атаки осуществлять. Сейчас это очень актуально и важно. Важно четко понимать, где правда, а где нет,
– заверила учительница информатики Одесской школы №22 Виктория Пустовит.

Директор, учительница зарубежной литературы и защиты Украины в Учебно-воспитательном комплексе № 9 города Хмельницкого Ирина Томич также отмечает, что готовиться противостоять оккупанту в информационной войне нужно уже, потому что эта война может затянуться.

"Никто не уверен, что через три или пять лет амбициозные идеи создать империю не возникнут снова. Имея такого соседа, как у нас, нужно всегда готовиться к войне. Поэтому мой месседж зарубежным коллегам — к этому нужно готовиться каждый день. Возможно, не к вооруженному конфликту, но, безусловно, к информационной войне", – сказала она.

Остаться человеком – это важно. И об этом тоже должны говорить в школе

Учительница математики из гимназии села Трудолюб Миргородского района на Полтавщине Валентина Федоряка подчеркнула, что с начала полномасштабной российской агрессии на первое место снова вышли любовь и забота, а также ценные "люди, которые обнимают, защищают, помогают".

Добавляет, что один из усвоенных ею уроков войны не может быть наполовину. Ни наполовину человеком, ни наполовину украинцем. "Нельзя быть наполовину в Украине, наполовину — в россии. Нельзя жить в свободном государстве и держать в голове "русский мир". Нельзя пользоваться благами цивилизации, демократии и одобрять диктатуру,
– объяснила Федоряка.

Дети с радостью приобщаются к поддержке защитников / Коллаж ученических работ, пресс-служба EdCamp Ukraine

Поэтому педагоги должны воспитывать гуманность в детях. В первую очередь – собственным примером. Практический психолог из харьковской школы №109 Ирина Гармаш добавляет, что сейчас педагогам следует не останавливаться в собственном развитии, верить в детей, в развитие их способностей и талантов, и делать все для развития человечности в каждом ребенке.

В работе с детьми мне очень помогает притча о двух волках, белом и черном. Она о том, что в душе каждого человека всю жизнь продолжается борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Черный волк – это зло, зависть, ревность, злоба, эгоизм и другие плохие качества. Белый волк – это добро, мир, любовь, верность и другие хорошие качества. И всегда побеждает волк, которого ты в себе кормишь. Я иногда общаюсь с детьми на языке этой метафоры. Когда они ссорятся, спрашиваю их, какой волк у них побеждает, какого из них в себе кормят,
– рассказала она.

Учительница украинского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в школе им. В. Черновола города Южный Одесской области Олеся Чайковская также убеждена, что молчать в ответ на зло – это зло. По ее словам, "надо учить детей и все сообщество противостоять злу, пропаганде, зомбированию, насилию", потому этому вопросу нужно уделить должное внимание, потому что маленькое зло рождает большее.

Яна Петлеваная также добавила, что "в глобальном смысле происходящее в Украине сейчас – эхо ошибок, которые мир совершал еще лет 30 назад, когда было Приднестровье, затем Грузия и Сирия, и Крым, и Донецк с Луганском".

"Молчание дорого стоит, когда не становишься в защиту тех, кто в этом нуждается. А потом безнаказанность будет выливаться в такую войну, которая сейчас идет в Украине. Образование несет свет обучения, поэтому мы должны не молчать, а говорить громко. Через настойчивость, силу духа мы можем что-то изменить", – отметила она.

Верить в собственные силы

Все, что россияне принесли в Украину, начиная с 24 февраля, показывает, что вера в собственные силы – еще одно крайне важное качество, которое помогло украинцам устоять. Этот навык нужно развивать.

Самая разительная перемена в том, что упала мотивация детей к обучению. Вижу это из разговоров с коллегами и по своей дочери. Мы должны это исправлять – надо возвращать детям веру в собственные силы и уверенность, что знания и умения, полученные в школе, им все же понадобятся в дальнейшем,
– рассказала учительница начальных классов бердичевской Школы-гимназии-лицея №10 Татьяна Бойко.

Директор Мелитопольской гимназии № 8 Елена Заменягре говорит, что один из уроков, которые она извлекла и из войны и оккупации – нужно верить в свои силы.

Еще один, не менее важный урок, который Заменягре усвоила – никогда нельзя сдаваться. "В Мелитополе сложно было потому, что уже 25 февраля фактически город был оккупирован. Это произошло очень быстро. С тех первых дней мы ощущали отчаяние, все в нашем коллективе не знали, что делать, что будет дальше. Но надо верить — прежде всего в тех людей, которые вокруг. Общаясь, мы понимали, что не все так плохо, что мы можем и в таких условиях что-то делать и быть полезными", – подчеркнула она.

Также интересно – Украинские пилоты показали, как освобождают землю от захватчиков: смотрите видео