Московия самовольно, раскольническим методом, выходит из под начала все еще назначаемого в Константинополе митрополита Киевского и Всея Руси, и объявляет "разделение московской соборной церкви с киевской церковью". На требование Константинопольского Патриарха вернуться под легитимную церковную власть Киева, московское духовенство и великий князь стали обвинять Вселенского патриарха в "изрушении греческого православия". При этом позиция Вселенского патриарха отягощалась объективной необходимостью регулярно просить милостыни у московского царя, оставшегося единственным православным и платежеспособным государем в мире.
Нынешний Константинопольский Патриарх находится примерно в той же уязвимой ситуации.
Царь Федор, а фактически правивший Борис Годунов, глядя на упадок великих восточных патриархий (иерусалимской, антиохийской, александрийской, константинопольской), заявил через посланника константинопольскому патриарху Иеремии ІІ о своем незаконном намерении "учинити патриарха, кого Господь бог благоволит". Встревоженный Иеремия ІІ в 1588 году в сопровождении большой свиты прибывает в Москву.
Пышно встреченный, Иеремия ІІ отказывает Годунову поставить в Москве патриарха, создав отдельную патриархию. После чего византийцы обнаружили, что оказались пленниками. Через полгода "домашнего ареста" Годунов выдвинул Иеремии новое предложение: самому остаться в Москве и стать патриархом. Иеремия вроде бы согласился, но затем выяснилось, что ему, по указке царя, следует переехать во Владимир, на что патриарх не согласился. Но косвенно подтвердив возможность московской патриархии, Иеремия более Годунову был и не нужен.
13 января 1589 года Годунов прибыл к Иеремии с прямым требованием о "поставлении" московского патриарха. На что Иеремия ответил, что он не уполномочен на такие действия епископами и что будет это незаконно. Но когда Иеремии и сопровождавшего его Иерофею Монемвасийскому московиты не на шутку пригрозили утоплением в реке, то "согласие" выбитое угрозами вроде бы было получено.
23 января 1589 состоялся "тайный совет" Иеремии с московскими архиереями, на котором патриархом выбрали угодного царю Иову. К маю была составлена Уложенная грамота, устанавливавшая новый церковный статус Москвы. Грамоту в спешке даже не потрудились перевести на греческий язык. Графологическая экспертиза ХХ века определила, что из 109 подписей церковных иерархов на грамоте не менее 70 подписей поддельны.
Вернувшись из годового плена в Москве, Иеремию ожидало возмущение епископов его незаконными действиями. Они потребовали от Иеремии ІІ то, что "он сделал по принуждению, уничтожить словестно и письменно", то есть отозвать свою подпись.
Но Кремль то же не дремал, он и тогда, как и сегодня, щедро подкупал нужных ему людей по всему миру. Так и в том далеком случае. Как только Иеремия ІІ вернулся в Константинополь, в другие православные патриархии в Александрию, Антиохию (Дамаск) и Иерусалим оперативно двинулись кремлевские "решалы" со щедрыми и богатыми дарами всем патриархам. И, о чудо, сердца обедневших и измученных исламскими властями православных предстоятелей дрогнули, и в 1593 году они собрались в Константинополе, чтобы окончательно утвердить незаконное появление Московской патриархии.
Так, неправедными способами — силой принуждения, пленением Вселенского константинопольского патриарха, угрозами утопления его делегации в реке, подкупом и подделкой документа — Кремль продавил-таки стратегический для него вопрос рождения Московской патриархии. Но рождение это, как и процесс его зачатия, были насильственны, а значит незаконны. Рожденное во грехе дитя, живет в том же грехе и поныне, осложняя своими неправедными действиями жизнь не только своим соседям.
Читайте также: Ничего своего, одна ложь и культ страха