В начале нового года мы подводим итоги прошлого и делаем прогнозы на новый 2013. Какие тренды будут важны, что победит - контекст или контент, а также о том, какие факторы станут решающим в ведении бизнеса, мы спросили у экспертов Львовской бизнес-школы УКУ (LvBS).

Эксперты:

Павел Шеремета, Председатель Консультативного Совета LvBS, Председатель правления и генеральный директор Регионального Института Стратегии Голубого Океана в Восточной Европе и Центральной Азии, Президент Киевской школы экономики (KSE)

Наталья Смуток, директор ООО «Матиа-Украина», участница программы Key Executive MBA LvBS

Ярослав Притула, к.ф.-м. н., преподаватель LvBS, научный секретарь Львовского национального университета им. Ивана Франко, профессор по количественным методам для принятия бизнес-решений и экономики.

- Важнейшим событием для бизнеса Украина в 2012 году было...

Павел Шеремета: Чемпионат по футболу Евро-2012 - это были три недели, когда Украина предстала во всей своей красе. И не из-за инфраструктурных проектов (на потраченные средства можно было сделать еще одно Евро), а из-за гостеприимства, радушия и дружественности украинцев. Это то, чем можно побеждать в XXI веке .. Вместе с тем на стадионах было видно абсолютно четкую точность, принесенную UEFA. Если соединить западную точность, (которую могут принести западные инвесторы), с украинским гостеприимством и радушием, то получим смесь «unbeatable», то, что победить совершенно невозможно.


Наталья Смуток: Я считаю, произошло несколько важных событий, которых Украина еще до конца не пережила.

Скандальный закон Кивалова-Колесниченко об основах государственной языковой политики, его неоднозначно восприняли и разные бизнесы. Однако можно констатировать, что некоторые компании, например «Roshen», потеряли своего клиента в более украиноязычных регионах, собственно, из-за не желания менять название продукции на украинский язык. К сожалению, этот закон все же разъединяет и так неконсолидированное украинское общество.

В начале 2012 года закрыли сайт ex.ua из-за нарушения авторских прав. Это очень возмутило общественность и вызвало сопротивление. Как следствие, массовые атаки на государственные сайты. Для меня это был сигнал, что в Украине существует критическая масса молодых квалифицированных людей, которые готовы защищать свои интересы в информационном пространстве, они очень быстро и сплоченно реагируют на провокации или посягательства со стороны властных структур. Поэтому, считаю, новые бои в бизнесе будут происходить на пересечении инновационных технологий.

Следует упомянуть и Евро-2012. Было много критики, но мы все-таки провели футбольный чемпионат и большинство из запланированного удалось, в частности, во Львове. Надеюсь, это повлияет на увеличение потоков международного туризма и, соответственно, на развитие бизнеса и города в целом.

Значимыми для всех были выборы в Верховную Раду. Рекламные лозунги партий превзошли по юмору все развлекательные шоу. В этом году также впервые на участках ввели видеонаблюдение, по качеству которого есть определенные сомнения. Однако рост сторонников оппозиционных партий и увеличение их количества в новом парламенте тоже будет иметь неоднозначное влияние на ведение бизнеса в последующие годы. Очень хочется верить, что наши нардепы займутся работой и наконец введут такие необходимые реформы.

Ярослав Притула: Выборы. Как бы мы не хотели отделять политику и бизнес, - они сознательно и подсознательно взаимозависимы, и Украина живет от выборов к выборам. Как по мне, выборы показали, что прежде всего надо полагаться на себя и не ждать изменений сверху: от нас зависит, как мы живем. Также важно, что люди увидели и поняли, что каждый голос, каждая инициатива является важной, и перспектива остается, поэтому надо работать!

- Новые тренды украинского бизнеса в 2013 году

Павел Шеремета: Выживание. Все довольно плохо, и к сожалению, я не вижу, как может быть лучше. Первые полгода будут достаточно сложными, и скорее рефлексионными. К сожалению, перед бизнесом снова стоит вопрос выживания. Однако я люблю такие моменты, потому что успех часто не учит - учит поражение, неудача, тяжелые условия. Соответственно, тяжелые условия будут требовать от украинских компаний снова пересмотреть свое предложение на рынке, отказаться от «понтов и гламура». Ведь в стране, с годовым ВВП 3 600$ на душу населения, - это позорно.

Наталья Смуток: Замедление экономики, которое ожидали все, кроме правительства, но ни намека на улучшение. Среди других трендов коротко могу назвать следующие: наиболее экономный бюджет 2013; искусственное удерживание стабильности курса гривни; без помощи МВФ уже просто некуда (соответственно будет углубляться сотрудничество); продажа земли: продление моратория до 2016, «очень прозрачная приватизация»; в газовых соглашениях стабильная неизменность; энергетическая независимость: шаг вперед и два назад. Бизнес-климат в 2013 обещает быть стабильно неблагоприятным.

Страна фактически находится в состоянии рецессии. Причиной такой ситуации, кроме мирового кризиса, является тотальная бездеятельность, равнодушие и непрофессионализм власти, а также отсутствие правильной стратегии развития. К сожалению, все заявления руководителей разных уровней, как всегда, несут лишь декларативный характер и на самом деле ничего общего с реальностью не имеют. Более того, своей целенаправленной политикой власти отпугивают инвесторов, как иностранных, так и национальных. Целью этого является бизнес только «для своих» или «через своих» - кто не свой, бизнесом в Украине не занимается.

Те компании, которые сумеют разработать и внедрить правильную стратегию предупреждения и преодоления рисков (связанных с работой в условиях турбулентности украинской экономики и огромного кризиса во власти) - смогут удержаться на плаву и в дальнейшем успешно развиваться. Поэтому бизнесмены должны учиться играть на одной струне, как Паганини, ведь никакого улучшения быстро не будет, равно как и правильных условиях конкурентной борьбы. Поэтому не следует всем, особенно очень успешным бизнесам, забывать о разработке плана борьбы с несанкционированным рейдерством, примеры которого учащаются, а методы становятся все наглее.

Ярослав Притула: Среди мировых трендов следующего года я бы выделил - качество и бережливость (биотехнологии, нанотехнологии, энергосберегающие технологии). Они будут лидерами в развитии бизнеса.

В Украине можно выделить следующие тренды: сельское хозяйство (которое будет занимать достаточно большую долю развития экономики), эффективность управления, эффективность управления человеческими ресурсами.

Внешний долг Украины будет увеличиваться. К сожалению, мы остаемся единственной страной в мире, до сих пор не вышла из мирового кризиса 2008, и единственной на постсоветском пространстве, не достигшей своего развития до 1990. К сожалению, Украина позади того, где была 23 года назад. Чтобы сделать прорыв при существующей экстенсивной политике, мы нуждаемся в ресурсах.

Подозреваю, что трендом следующего года в наших финансах будет увеличение дефицита. Запас прочности в возможности вступления новых долгов практически исчерпан. Вероятно, нам все меньше и меньше будут одалживать, а если и одалживать, то на очень невыгодных условиях для Украины.

Что касается инфляции - считаю, она превысит нынешнюю, которая по определенным субъективным соображениям получилась низкой, хотя подавление инфляции, как по мне, очень вредит развитию бизнеса. Эти дефляционные процессы имеют отрицательное отражение для бизнеса.

Курс доллара искусственно сдерживают. Если бы было политическое решение, чтобы курс частично отпустить, то есть девальвировать гривню на 10-15%, то экономическое развитие шло бы более быстрым темпом. Если же не будет политического решения, то в определенной мере удастся его удержать на том же уровне, но это грозит неконтролируемыми процессами, т.е. девальвация может быть на уровне 30%, вдвое больше необходимого.

- Контекст и контент: новые тенденции. Что важнее?

Павел Шеремета: Оба фактора важны. Должен быть привлекательный контент для соответствующего контекста, а понимать контекст нужно для того, чтобы творить правильный контент.

Если вы в условиях апатии и депрессии, имея дух здорового оптимизма, попробуете реконфигуртровать отрасль, и творить контекст вокруг себя, - то получите совершенно фантастические результаты. Ведь вы сами творите вокруг себя островки оптимизма.

Апатия и депрессия, которая есть в Украине, не характерна для человека вообще, а для украинцев тем более. Мы теплая гостеприимная северо-средиземноморская нация. Вспомните Евро-2012 - потребовалось два гола Шевченко, чтобы нация расцвела. Это означает, что на самом деле оптимизм и гостеприимство у нас есть. И роль руководителей, лидеров, бизнеса творить и распространять этот настрой победы, как минимум, в своих командах, командах партнеров. Ибо без него нельзя победить.

В Украине уже формируется критическая масса людей, готовых к переменам. Ведь все понимают бесперспективность происходящего (даже люди из власти, хотя говорят они противоположное). Я считаю, что достаточно 5-7% критической массы людей, которые готовы брать ответственность и побеждать (пример Грузии, Малайзии подтверждает это). Но я боюсь, что власть снова будет на расстоянии вытянутой руки и ее можно будет взять, а мы снова будем не готовы (как в 2005 году). Тогда как раз контекст был прекрасный, а с контентом мы были не готовы. Сейчас прекрасное время выполнить домашнюю работу по подготовке к прорыву, потому что достаточно быстро возникнут условия для этого прорыва.

Наталья Смуток: Каждый раз пользователь становится все более сознательным и требовательным, поэтому именно контент того или иного бизнеса будет иметь ключевое значение в последующие годы. Потребители будут тяготеть к качественной информации, потому что сегодня время становится чрезвычайно дорогим, поэтому люди будут выбирать именно те каналы информации, которые будут нести качественный и максимально правильный смысл.

Ярослав Притула: Все помнят утверждение Маркса «Бытие определяет сознание». Но обратная связь тоже важна - поскольку наше сознание также определяет бытие. Я считаю, что контент и контекст взаимосвязаны, и важно раз понять эффективность и взаимозависимость этих вещей. В долгом сроке сущность важна. Для тактических и краткосрочных решений важным будет контент.

- Что будет ключевым в ведении бизнеса в 2013 году?

Павел Шеремета: Внимание к деталям, сфокусированность на ключевых вещах, отказ от всего лишнего и ненужного (гламурно-понтового), улыбка и приветливость.

Наталья Смуток: Критически важным будет курс на инновационность всех видов бизнеса и обучения персонала на всех уровнях. Побеждает тот бизнес, где есть сильный, образованный и мотивированный коллектив!

Ярослав Притула: Для владельцев бизнеса будет ключевым делать эффективные шаги - правильно определить цель, разрабатывать стратегии. Неопределенность имеет объективный характер, но если у вас есть запас прочности (интеллектуальный, ресурсный, временной) - это позволит вам достаточно хорошо продвигаться в новом году.