Однако бизнесу всегда нужно думать не только о "сейчас", но и где будет компания "завтра" и что важнее, – какой она видит себя в этом будущем. И изменений здесь не избежать. С чего же стоит начать уже сейчас?

Читайте также: Не только плохое: 14 хороших тенденций после коронакризы

На несколько шагов вперед

Каналы продаж

Зачем менять, то что работает? Но вопрос – работает ли? Очень часто бизнес просто не считает, сколько средств инвестирует в нерентабельные каналы продаж. Например, холодные звонки – экономически невыгодны для многих компаний. Потому что на привлечение одного клиента тратится больше, чем в результате компания получит.

Также из-за пандемии становится необходимостью и переход от face to face продаж к онлайн-формату. И задача менеджеров научиться проводить их эффективно, удерживая внимание клиента. Поэтому чем больше открытой информации о клиенте будет у компании: его привычки, предпочтения, информация из социальных сетей, – тем лучше.

Если говорить о компаниях B2B-сегмента, то эффективным инструментом для них могут стать электронные площадки, где клиенты – другие бизнесы, уже разместили свои запросы и ждут предложений.

Режим работы

Я знаю много компаний, которые уже вернулись в офисы. Но большая часть из них все равно совмещает это с удаленной работой. Ведь так можно существенно сэкономить на офисных площадях, арендуя помещение поменьше. Так или иначе, пандемия настолько изменила мир, что мы вряд ли вернемся в период "до".

Работа вне офиса вызывает все еще много вопросов, например, можно ли в таком режиме создавать что-то новое. Я думаю, что да. И уже есть инструменты, такие как Miro, Jamboard, которые помогают командам. Благодаря этому можно эффективно проводить брейнштормы или ретроспективы онлайн.

Но не стоит забывать, весомая часть таких встреч – подготовка. Важно понимать, какая цель встречи, как она будет проходить и что нужно получить в итоге. Все участники должны быть вовлечены и это отдельная задача для организатора. Поэтому рекомендую приглашать фасилитатора (коллегу из другого отдела, например), который будет модератором и сможет следить за таймингом и групповой динамикой.

Взаимодействие с сотрудниками

Работаете вы в офисе или удаленно, но современный мир все равно диктует свои правила. А именно, что счастливый сотрудник работает лучше. Легко сказать, но как это реализовать?

Я уверена, что сейчас must have каждого руководителя – развитие команды, причем не только профессиональное, но и личностное.

Обратите внимание! В группе повышенного риска: как питаться, если работаете в ночную смену?

Для этого нужны регулярные тет-а-тет встречи, которые помогут отслеживать эмоциональное состояние сотрудника и в необходимый момент предотвратить выгорание. Но здесь важно настроить качественную обратную связь, чтобы ни у одной из сторон не было страха сказать "неудобную правду". Кроме того, не лишними будут мониторинги – короткие или не очень опросы о текущем эмоциональном состоянии сотрудников. Так проще отследить изменение динамики в больших коллективах и заметить проблему на ранней стадии.