8 ноября — Гала-концерт по случаю 150-летия Национальной оперы Украины

В программу концерта включены самые известные фрагменты спектаклей в исполнении оперных солистов, артистов балета и хора, среди которых и жемчужины культурного наследия — увертюра и сцена "Запорожская Сечь" из оперы Николая Лысенко "Тарас Бульба" и молитва Андрея из оперы "Запорожец за Дунаем".

Специально к этому событию мы осуществим постановку сцены "Запорожская Сечь", которая вместе с увертюрой к опере составит первый отдел концерта, — рассказал режиссер-постановщик, главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко. — Сольные партии в "Запорожской Сечи" будут выполнять как признанные артисты, так и наша молодежь, которая уверенно завоевывает благосклонность публики. Так, роль Тараса Бульбы выполнит прекрасный бас Сергей Магера, Андрея — Валентин Дитюк, Остапа — Александр Мельничук, а Владимир Тишков, который недавно пополнил труппу, будет выполнять роль Кирдяга.

Опера Во втором отделе концертной программы зритель увидит известные фрагменты мировой оперной и балетной классики. Арии и сцены из опер Верди ("Набукко", "Отелло"), Бизе ("Кармен"), Пуччини ("Тоска", "Чио-Чио-сан"), Гулак-Артемовского ( "Запорожец за Дунаем").

Петр Чуприна, генеральный директор Национальной оперы Украины:

— Нашему родному театру — 150 лет. Конечно, это не какой-то отрезок во временном измерении — это целая эпоха и для театра, и для искусства вообще. Мы чувствуем высокую ответственность за доверенную нам миссию. Национальная опера — это театр корифей. Я убежден — нам повезло: и тем, кто работает в театре, и нашим зрителям, всей Украине, иметь такой уникальный коллектив. 150 лет — это прежде всего сотни премьер, десятки тысяч спектаклей, миллионная аудитория. Не осталось тех, кто основывал театр, но очень важно, что все, что им удалось сделать, накопить в нашу казну, сохраняется и приумножается.

Николай Дядюра, главный дирижер театра:

— 150 лет — очень серьезная дата, это очень большой путь, который прошел театр, и вместе с ним одним из "дивизий" театра является оркестр. Говоря о развитии оркестра, надо вспомнить о том, сколько поколений музыкантов работало здесь, какие дирижеры работали с оркестром. Трудно даже найти эпитеты, чтобы определить их значение в творчестве театра.

18-19 ноября — опера "Фауст" (Гуно) — восстановление

Более 10 лет назад опера "Фауст" была поставлена на сцене Национальной оперы известным итальянским режиссером Марио Корради. Между тем, сценическое прочтение произведения является абсолютно авторским. История, рассказанная Гете и Гуно, была перенесена в наше время. Фауст — ИТ-шник, желая уйти на тот свет, выбирает не яд в чаше, а инъекцию в вену. Мефистофель и его подручные оказываются прекрасными пластическими хирургами, которые успешно делают Фаусту операцию по омоложению. Такое "осовременивание" сюжета Корради объяснил желанием заинтересовать молодежь, которая выросла на "Звездных войнах" и "Матрице", идеей показать молодому поколению, что классическая опера может соответствовать их эстетическим вкусам.

Тогда спектакль недолго продержался на сцене театра, поскольку киевская публика, воспитанная на классике и классических традициях, неоднозначно восприняла эту режиссерскую версию. Но все движется, все идет вперед. И, как считает главный режиссер театра Анатолий Соловьяненко, комментируя возвращение "Фауста", современные прочтения классики тоже должны быть в репертуаре театра, чтобы Национальная опера могла удовлетворить эстетические запросы более широкой зрительской аудитории. Кроме того, за это время труппа театра пополнилась новыми исполнителями, которым по силам партии Фауста (Валентин Дитюк) и Мефистофеля (Сергей Ковнир). Дмитрий Кузьмин и Тарас Штонда, которые уже пели в этой постановке 10 лет назад, также готовятся воссоздать своих сценических героев в обновленном спектакле.

23 ноября — балет "Снежная королева"

Балет
Балет "Снежная королева"

Либретто и музыкальную концепцию спектакля создали художественный руководитель балетной труппы театра Анико Рехвиашвили и дирижер Алексей Баклан.

Балет "Снежная Королева" поставлен по мотивам одноименной сказки Ганса-Христиана Андерсена, но музыкальная составляющая несколько неожиданная. Основа спектакля — музыка Петра Чайковского, а также произведения Анатолия Лядова, Антона Рубинштейна, Эдварда Грига, Жюля Массне. Кроме того, были использованы фрагменты двух симфоний Чайковского — 6-й и "Манфред".

Мы создали оригинальную хореографию, которая опирается на классические традиции, — рассказала Анико Рехвиашвили. — Такие условия диктовала музыка. Я бы назвала хореографический рисунок очень изобретательным, современным, с интересными режиссерскими ходами, которые более ориентированы на взрослого, подготовленного зрителя... От гениального сказочника "осталось" главное — темы всепобеждающей любви, жертвы во имя ее, человечности, доброты. Спектакль идет уже второй сезон, и можно с уверенностью сказать, что создан очень удачный проект — современный балет, современное прочтение сказки Андерсена.

Читайте также: Премьера "За двумя зайцами": новый взгляд на классику