Как пояснил в комментарии сайту "24" главный специалист реанимационного пакета реформ по вопросам судебной реформы Роман Куйбида, изменения в Конституцию относительно правосудия только открывают возможности для реформирования судебной системы. И эффективность судебной реформы будет зависеть от тех законов, которые будут приняты к исполнению, имплементации этих конституционных изменений.
Но даже сам факт того, что нашими законодателями разработано хоть что-то, уже вызывает чувство надежды.
Впрочем, эксперты отмечают, что хотя законопроект № 3524 предлагает и положительные изменения, но при этом не устраняет все "болезни" украинской судебной системы
Положительные стороны законопроекта
Уменьшение политических влияний, что позволяет усилить независимость судьи. Это проявляется в том, что парламент и президент устраняются от решения вопросов карьеры судьи. Они не смогут ни переводить судей ни вверх, ни по горизонтали, ни увольнять их. Сейчас за ними это полномочия есть. А останется только полномочие назначать на должность судьи, и то по представлению Высшего совета правосудия. Единственное, президент может не назначать того, кого предложат. Но это только риск, и не значит, что так и будет.
Возможность для упрощения судебной системы. Действующая Конституция определяет 4 уровня судов: местные, апелляционные, высшие, и Верховный суд.
Венецианская комиссия и Совет Европы давно настойчиво рекомендовали нам упростить нашу судебную систему, сделать ее трехуровневой, убрать кассационные суды и создать один Высший суд. Тогда дело будет проходить не четыре инстанции, а три, что ускорит решение дел,
— отметил Роман Куйбида.
Согласно изменениям, именно эта четырехступенчатость уже не предусмотрена. Это даст возможность через закон упростить эту систему. Но если такой закон не будет принят, то все останется, как есть.
Обновление судейского корпуса. Предусмотрена квалификационная оценка всех судей, так называемая переаттестация. В случае реорганизации судов, например, если будет создан новый Верховный суд, на чем и настаивают активисты судебной реформы, важно ввести практику, чтобы должности в нем занимались на основании конкурса. Любой действующий судья сможет принять участие в этом конкурсе, или подать в отставку. Кроме того, в этом конкурсе смогут принять участие люди извне судебной системы.
"Это откроет двери для совсем других людей, с другой системой ценностей, другими привычками, попасть на судейскую должность", — отметил Куйбида.
Судью можно будет уволить с должности за незаконные доходы. Сегодня для того, чтобы уволить судью с должности, надо доказать, что он живет не на свое состояние. А это очень трудно сделать. Законопроект №3524 предлагает перевести обязанность доказывания законности собственных доходов на самого судью. Если судья не докажет, что его расходы не соответствуют его доходам, то он может быть уволен с должности.
Негативные стороны
Законопроектом не предусмотрено изменений по назначению генпрокурора. А значит сохраняется политический способ его назначения: президентом с согласия парламента. Исправить этот недостаток будет можно, если законом будет предусмотрен конкурсный способ отбора генерального прокурора, то есть, проходит конкурс, и уже победителя назначает президент с согласия парламента. Это позволит деполитизировать фигуру генпрокурора. Ведь фактически со времен независимости почти все генпрокурора фактически выполняла указания президента.
Монополия адвокатуры. Предусмотрено, что если человек захочет иметь представителя в суде, он вынужден будет выбирать исключительно среди адвокатов. И даже предусмотрены три года для внедрения этого пункта.
Для этого нет предпосылок пока. Нельзя сказать, что у нас есть достаточное количество адвокатов, что качество их работы является хорошим. К сожалению, и доступ к адвокатской профессии часто связан с какими-то взятками, или договоренностями,
— уточнил Куйбида.
Еще один пункт, который вызывает неоднозначную реакцию активистов судебной реформы — отсрочка ратификации Римского статута. Речь идет о признании юрисдикции Международного уголовного суда. Изменениями в Конституции предусмотрено, что только через три года после вступления в силу данного закона, норма, которая будет давать возможность ратифицировать Римский статут, наберет силу.
По мнению Романа Куйбиды, объяснением этому может быть опыт Грузии: когда они признали юрисдикцию международного суда, Россия этим пользовалась. Была инициатором обращения в этот суд по власти Грузии. Хотя сама Россия и не признавала его решений, но на Грузию туда подавала, и делала вокруг этого много пиара, что наносило ущерб репутации тогдашний грузинской власти.
Время, изменения и депутаты
Согласно украинскому законодательству и регламенту Рады, Конституционный суд должен проанализировать предложенные изменения и предоставить выводы относительно соответствия законопроекта статьям 157 и 158 Основного закона. После чего нардепы должны одобрить законопроект 226 голосами в первом чтении, и окончательно — конституционным большинством не менее чем в 300 голосов.
По словам Куйбиды, оптимистичный сценарий — Конституционный суд быстро рассматривает законопроект, дает свое заключение. После этого Верховная Рада, не закрывая сессию, голосует в первом чтении. И уже на следующей сессии, в феврале, голосует за законопроект №3524 окончательно. Если этого не произойдет, то следующий шанс принять изменения — в сентябре следующего года.
Эти 300 голосов могут сильно зависеть от пакета имплементации этих законов. Не исключаю, что депутаты будут готовы поддержать эти изменения, когда увидят четкую перспективу внедрения этих конституционных изменений. Некоторые представители фракций даже заявили, что будут голосовать за изменения только одновременно с законами, направленными на имплементацию этих изменений,
— отметил эксперт.
А эти законы пока только разрабатываются.
Читайте также: Реалии борьбы с коррупцией: кого, за что и когда будут наказывать?