Кто знает, заинтересовался бы точными науками простой парень из села в Киевской губернии, если бы судьба не занесла в его родную Саварку выдающегося академика Киевского политехнического института — Михаила Кравчука. Тот не только захватил парня математикой, но и настоял поступить в Киевский политехнический институт.

В 1931 году уже в статусе аспиранта Люлька переводится в Харьковский авиационный институт, где именно изучали, как с помощью горячего пара раскручивать турбину самолета. Эту идею конструктор отклонил: зачем поднимать в небо массивный резервуар для конденсата, который только будет воровать емкость и полезную грузоподъемность.

Читайте также: Михаил Кравчук — гениальный математик, чьи работы стали основой для создания первого компьютера

Другое дело — газ. Вот только и здесь проблема. Он будет эффективным, если достигнет более тысячи градусов, но тогда не было материалов, которые выдерживали такую ​​температуру. По ночам на кухне украинец с сотрудниками рисует эскиз нового турбогазового двигателя, которому хватает и 700 градусов. Мысли профессоров разошлись: кто-то называет идею абсурдной, другие же рекомендуют показать чертежи в Москве.

В 1939 году Люлька 13 дней просидит в приемной министра, пока ему наконец назначают встречу в 2 ночи. Скепсис чиновника рассеивается, когда конструктор обещает, что с его двигателем самолеты будут разгоняться до 900 километров в час.

Украинца сразу направляют в Петербург возглавить конструкторское бюро, где команда проводит успешные испытания турбореактивного двигателя ТР-1, но это только начало. Вскоре конструктор предлагает усовершенствованную версию — двухконтурный турбореактивный двигатель, за который в апреле 1941 года Архип Люлька получает патент.

Архип Люлька на официальной встрече с чиновниками

Внедрению новой технологии сначала помешает Вторая мировая, а затем и сопротивление других конструкторов, мол, поршневые двигатели и так прекрасно справляются со своей функцией. А вот другие страны не медлили, и в 1944 году на фронте появляются реактивные истребители Me-262 и Не-162 от немецких фирм Messerschmitt и Heinkel. Партийное руководство теперь само идет к украинцу и просит подготовить реактивный двигатель для экспериментального истребителя Су-11.

В 1947 году самолет будет мчаться на высоте 5 тысяч километров на скорости 950 километров в час. С этого момента практически все истребители серии Су будут летать на двигателях украинца и за каждым творением будут закреплять его инициалы.

Читайте также: Варвара Каринская – модельер из Харькова, которая получила Оскар за свои костюмы

Пройдет всего 7 лет и конструктор превзойдет свое предыдущее достижение вдвое – АЛ-7Ф-1 позволил Су-7 развить скорость 2120 километров в час и установить 4 мировых рекорда по скорости и набору высоты.

Военное руководство однако и дальше требовало улучшать показатели. Так презентуют новую разработку АЛ-21Ф3, которая по мощности и технологиями напоминала детище General Еlectric – двигатель J79. Однако позже стало очевидно: двигатель украинца затягивал больше воздуха, сильнее его сжимал, и при сгорании топлива выделял больше тепла.

АЛ-21Ф3

Последняя разработка Архипа Люльки — АЛ-21Ф3

В конце жизни Люлька представит свое основное детище — сверхмощный двигатель АЛ-31Ф, который выводил истребитель Су-27 на высоту 15 тысяч метров за 76 секунд и обеспечивал скорость в 2,5 тысячи километров в час. Друзья рассказывали, что в московской квартире конструктора висело 2 портрета — Тараса Шевченко и его учителя Михаила Кравчука.