Первый месяц нового учебного года подходит к концу. Большинство школьников приступили к занятиям в офлайн формате (по оценкам МОН, доля школ, проводящих обучение физически — 80-85%). Однако дистанционная форма остается актуальной, а значит и все вызовы, связанные с ней, до сих пор актуальны.

Смотрите также Telegram превращается в суперприложение, как китайский WeChat

Проблема...

Наибольшими вызовами для опрошенных оказались постоянные воздушные тревоги, которые прерывали обучение (40,4%), высокую нагрузку и стресс на работе (32,2%). Однако были и учителя, которым не хватает знаний в пользовании онлайн инструментами для удобного, интерактивного и интересного дистанционного обучения.

Среди отдельных аспектов онлайн-уроков сложными оказались следующие:

  • Проведение онлайн-уроков в целом (отметили 14% респондентов);
  • Сбор и проверка домашних заданий (15%);
  • Фиксирование присутствия учащихся (9%);
  • Проведение визуальных брейнштормов и использование онлайн-досок (16%).

… и что с этим делать

Исследователи также делятся советами, как сделать каждый из упомянутых процессов комфортным и мотивировать учащихся активно участвовать в занятиях. Поскольку одним из организаторов опроса была компания Viber, мессенджером которой пользуется 75% учителей (по данным Kantar Panel Ukraine 2022), она разработала список инструкций по использованию собственного сервиса в учебном процессе.

Проведение онлайн-уроков

Чтобы сделать процесс проведения онлайн-урока более комфортным, пользуйтесь возможностями групповых голосовых и видеозвонков в Viber.

Чтобы создать групповой голосовой или видеозвонок в Viber: на экране Чаты выберите группу, которой хотите позвонить — Нажмите кнопку аудиозвонка или видеозвонка (вверху справа) — Чтобы присоединиться к звонку, выберите до 39 участников группы (если в группе менее 39 участников, они все выбираются автоматически — в таком случае, если кого-то из учеников не будет на уроке, нажмите галочку возле его имени и он не будет добавлен к звонку) — Нажмите "Начать вызов". Стоит заметить, что максимальное количество участников группового голосового или видеозвонка — 60 человек (59 учеников и вы).

Для того чтобы удерживать внимание учеников в течение онлайн-урока было легче и эффективнее, исследователи предлагают:

  • Подкреплять материал примерами из жизни, а особенно опыта, который релевантен для детей. Например, изучая физику, расскажите детям, как знания по магнетизму связаны с работой их наушников. Так они с большей вероятностью запомнят эту информацию и будут ее применять.
  • Чередовать форматы и/или визуальные элементы в курсе (например, основная информация, практика, тестирование).
  • Предложить ученикам возможность самостоятельно выбрать темы, проекты и задачи, которые вызывают их интерес и требуют изучения.

Проверка домашних заданий

Для того чтобы контроль знаний для вас не был проблемой, предложите единый формат отправки домашних заданий учениками – это позволит структурировать этот процесс и облегчит вам проверку. И помните о правилах предоставления качественной обратной связи:

  • Подробно и четко объясните детям в каком формате отправлять домашние задания. Напишите сообщение, в котором определите дату предоставления домашнего задания, тему и сроки, в которые оно должно быть отправлено, укажите формат (например, ученики могут прислать фото или документ), закрепите это сообщение в групповом чате.

Чтобы закрепить сообщение в групповом чате: выберите сообщение, которое хотите закрепить — Зажмите его и удерживайте до появления меню — Выберите команду "Закрепить".

  • Давайте отзыв сразу после выполнения задания. Создавайте опрос в Viber – так можно проверить у учеников знания по отдельной теме, спросить о впечатлениях от урока или предложить различные варианты домашнего задания, чтобы у участников была возможность выбрать.

Чтобы создать опрос в Viber: Выберите сообщество, в котором вы являетесь администратором — Выберите значок опроса внизу экрана — Введите вопрос в поле "Задать вопрос" – Введите вариант ответа в полях "Добавить вариант ответа" – Пролистайте вниз и нажмите кнопку Плюс, чтобы добавить до 10 вариантов ответа (порядок вариантов ответа можно менять, нажав значок "Упорядочить" и перетащив вариант ответа вверх или вниз) – Выберите "Создать" внизу страницы.

  • Полезным дополнением к оценке может стать видео- или аудиосообщение ученику с комментариями по его работе. Индивидуальный подход и внимание всегда будут мотивировать школьника прилагать больше усилий.

Чтобы отправить голосовое сообщение: рядом с полем, где вы вводите текстовые сообщения, найдите фиолетовый значок микрофона. Если там отображается кнопка видео (треугольник в круге), просто проведите по нему пальцем в любую сторону, как будто перелистывая, или сделайте одно быстрое нажатие. Чтобы начать запись, нажмите и удерживайте кнопку с микрофоном. Когда поле для ввода текста изменится на таймер, можете начинать говорить. Чтобы отправить сообщение, просто отпустите палец. Чтобы отменить запись, проведите пальцем влево в сторону таймера и тогда отпустите.

Чтобы отправить видеосообщение: процесс точно такой же, за исключением того, что кроме всего прочего вы увидите на экране дополнительный кружочек, в котором будет отображаться то, что видит ваша камера. Видеосообщение может длиться до 20 секунд. После этого можно записать новое.

Фиксирование присутствия учащихся

Есть простые инструменты для фиксирования посещения онлайн. Проверьте, кто из учеников присоединился к групповому видеовызову в Viber через панель управления (для этого нужно выбрать "Участники" внизу экрана). Для удобства вы можете сделать снимок экрана (скриншот), чтобы оставить заметки в журнале позже.

Чтобы сделать снимок экрана:

  • На телефоне — одновременно нажмите кнопку уменьшения громкости и блокировки экрана.
  • В Windows — нажмите кнопку PrintScreen (или Fn+PrintScreen на ноутбуке), откройте программу Paint, а затем кнопку "Вставить" на панели меню (или Ctrl+V на клавиатуре). Сохраните снимок на компьютере.
  • На MacOS — нажмите Shift, Command и цифру 3.

Использование визуальных брейнштормов и онлайн досок

  • Научно доказано, что человек лучше усваивает материал, когда текст или устное объяснение имеют визуальное дополнение – изображения, графики, анимацию. Поэтому весьма полезным может быть применение при обучении таких инструментов как интерактивные онлайн-доски для визуализации. Они позволяют в режиме реального времени взаимодействовать с учащимися дистанционно. Попробуйте популярные сервисы Miro или Whiteboard Fox.
  • Кроме того, взаимодействовать с учащимися в режиме реального времени помогут сервисы Google (Документы, Презентации, Таблицы). Можно совместно создавать документы, презентации, таблицы в режиме реального времени. Ввод информации одной стороной будет отображаться почти моментально у другой.
  • Дайте учащимся задание поработать в группах, обсудить и поделиться впечатлениями на разные темы, подготовить презентацию. Такие подходы к обучению возлагают на учащихся большую ответственность, а кроме того, совместная работа способствует лучшему усвоению материала, ведь учащиеся могут общаться друг с другом относительно содержания учебного контента.

После создания документа (текстового или презентации), вы можете отправить ссылку на него в групповом чате.

Как предоставить общий доступ к файлу в сервисах Google: Чтобы распространить ссылку на документ, найдите большую кнопку "Поделиться" справа сверху. В блоке "Общий доступ" выберите "Все, у кого есть ссылка" и справа "Может редактировать", чтобы все учащиеся могли вносить изменения в документ, или "Может просматривать", чтобы учащиеся могли только читать документ. Затем нажмите кнопку "Копировать ссылку". Вернитесь в чат с учениками и вставьте ссылку в окно ввода сообщений. Отправьте.

Напомним, что такое сообщение можно закрепить — так вы и учащиеся всегда будут помнить о вашем общем файле. Как это сделать, объяснено выше.