Когда началось развитие
Сегодня ученые говорят, что скачок в сложности каменных орудий, которые мы находим в древних культурных слоях, свидетельствует, что знания гоминидов претерпели внезапный рост около 600 000 лет назад. Это поможет объяснить, как современные люди и наши предки стали особенно ловкими в адаптации к новым условиям.
Смотрите также Насколько большой была разница между неандертальцами и Homo sapiens?
Это время, которое потенциально могло даже "предшествовать дивергенции неандертальцев и современных людей и быть общей производной чертой обеих линий", объясняют антрополог из Университета Миссури Джонатан Пейдж и антрополог из Университета штата Аризона Чарльз Перро.
Исследователи проанализировали технологии изготовления каменных орудий труда за 3,3 миллиона лет эволюции человека. Они проранжировали 62 последовательности изготовления орудий труда в порядке их сложности для экземпляров, найденных на 57 стоянках. Самый древний артефакт происходит из Африки, но в анализ были включены также древние орудия из Евразии, Гренландии, Сахулу, Океании и Америки.
- Пейдж и Перро обнаружили, что до 1,8 миллиона лет назад последовательность изготовления каменных орудий состояла из двух-четырех технологических единиц.
- В течение следующих 1,2 миллиона лет произошел рост сложности орудий труда, которое достигло семи технологических единиц.
- Однако лишь около 600 000 лет назад наши предки вышли на качественно новый уровень.
В то время сложность орудия труда могла достигать 18 процедурных единиц. Такой значительный технологический прогресс опирался на знания, переданные от предыдущих поколений — кумулятивную культуру. В последующих поколениях сложность орудий труда продолжала стремительно расти.
Кумулятивная культура – это накопление модификаций, инноваций и усовершенствований в течение поколений через социальное обучение,
– пишут Пейдж и Перро в своей статье.
Поколения усовершенствований, модификаций проб и ошибок помогли создать технологии и ноу-хау, которые значительно превышают то, что один наивный человек мог бы изобрести самостоятельно в течение своей жизни. Когда ребенок наследует культуру поколения своих родителей, он наследует результат тысяч лет ошибок и экспериментов.
Кумулятивная культура приносит пользу популяции во многих смыслах, увеличивая шансы на решение проблем через поколения проб и ошибок, подобно тому, как это делает эволюция через случайные мутации и естественный отбор. Она также позволяет людям использовать и развивать технологии без необходимости полностью понимать каждый аспект их развития, открывая путь к постоянно растущему и адаптивному пулу знаний.
По мере роста этих коллективных знаний и связанного с ними поведения могли меняться и гены, влияющие на обучение.
Продуктами этого процесса коэволюции генов и культуры могут быть увеличение относительного размера мозга, удлинение продолжительности жизни и другие ключевые черты, лежащие в основе человеческой уникальности,
– объясняют авторы работы.
Смотрите также Могли ли неандертальцы разговаривать?
Хотя выводы команды являются надежным доказательством наличия кумулятивной культуры в начале среднего плейстоцена, этот тип культурного интеллекта мог возникнуть еще раньше в нашей эволюционной истории, отмечают Пейдж и Перро, но его, возможно, не так легко было сохранить. Ранние гоминины также могли полагаться на кумулятивную культуру для развития сложного социального, пищевого и технологического поведения, которое мы можем просто этого не видеть археологически.