Подробности

Как показали результаты наблюдений нейронные связи способствующие обучению и хорошей памяти формируются, когда мы пишем ручкой. Но они не появляются, если мы используем компьютер и клавиатуру.

Смотрите также Революция в науке: ученые говорят, что эволюция не столь случайна как мы думали

В исследовании принимали участие 36 студентов. Сначала ученые фиксировали электрическую активность их мозга, когда они писали определенные слова от руки. После этого они печатали те же самые слова на клавиатуре. Процесс отслеживали 256 датчиков электроэнцефалографии.

Выяснилось, что при разном способе воспроизведения текста очень сильно отличается активность в теменных и центральных участках мозга, ответственных за память, восприимчивость к обучению, внимательность, способность воспринимать речь. Во время письма от руки паттерны взаимодействия мозга были гораздо более сложными, чем во время набора текста на клавиатуре. Результаты показывают, что пространственно-временные паттерны визуальной и проприоцептивной (то есть, ощущение положения своего тела в пространстве) информации, полученные благодаря координации движений рук при пользовании ручкой, вносят значительный вклад в паттерны взаимодействия мозга, способствующие обучению.

При этом, судя по диапазону активности в мозге, главную роль в эффекте от использования бумаги и ручки играет не работа конкретных мышц, а совокупность всех факторов. Зафиксированные во время письма от руки связи альфа-диапазона связывают с работой долговременной памяти, а связи в тета-диапазоне – с рабочей памятью и способностью воспринимать новую информацию.

Поскольку люди все меньше пишут от руки и все больше используют для этого цифровые устройства, крайне важно изучить последствия этого для человеческого мозга. Ученые призывают, чтобы дети с раннего возраста приучались писать от руки в школе, чтобы сформировать модели нейронных связей, которые обеспечивают мозгу оптимальные условия для всего дальнейшего обучения.