После войны, в приватной беседе, которую МГБ тайно записывало, Жуков в кругу своих открыто признал, что без американской помощи войну СССР не выиграл бы. Маршал подчеркнул, что не было пороха, взрывчатки, алюминия, продуктов, техники, снаряжения и еще много чего. США выручили Сталина и все недостающее борющейся стране предоставили. По понятным политическим соображениям эти массовые поставки были строго засекречены вплоть до 1992 года, и знали о них только непосредственные участники.
Факты сами говорят за себя: общий объем полученного ленд-лиза Советским Союзом составил на сумму порядка 9,8 миллиардов долларов (тех долларов, не сегодняшних). Помощь Америки в то время была действительно неоценимой, и стала одним из решающих факторов, которые способствовали разгрому фашисткой силы. Первые поставки вооружения и техники начались уже в октябре 1941 года, и до конца года в Советский Союз было поставлено 256 самолетов на сумму в 545 тысяч долларов. Сумма же всего авиационного ленд-лиза в годы войны составляла 3,6 миллиардов долларов.
В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов. Они перегонялись американскими и канадскими летчиками на Аляску, а оттуда их перегоняли на территорию Советского Союза летчики перегоночной советской дивизии, которая была создана специально для этих целей и состояла из пяти полков.
Старшее поколение помнит джипы, самолеты, а также "Студебеккеры" (их объем составил 152 тысячи экземпляров) и американскую тушенку, которые поставлялись по ленд-лизу. Общий объем полученных джипов за годы войны составил 44 тысячи единиц. Кроме того, по ленд-лизу поступали автомобили 50-ти моделей, производителями которых были 26 американских, английских и канадских фирм.
Комплектующие к ним производились значительно большим количеством заводов. Общий же объем таких автомобилей составил около 478 тысяч единиц без учета запчастей (а их хватило бы еще на сборку нескольких тысяч автомобилей). Подставила свое плечо и воюющая Англия. Так в Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин "Спитфайр", Хоукер "Харрикейн", а также бомбардировщики Хендли-Пейдж "Хемпден" и даже один из наиболее малоизвестных самолетов – "Армстронг Альбермарл".
Кроме большой помощи в материальном плане, немалую роль сыграл американский ленд-лиз и в плане моральной поддержки советских войск. Будучи на фронте, многие советские воины чувствовали себя увереннее, когда видели в небе иностранные самолеты, оказывавшие им поддержку. Да и мирное население, видя, что американцы и британцы помогают ресурсами, понимало, что это во многом может помочь одержать победу над фашистской Германией.
По окончании войны часть техники, согласно прежним договоренностям, советская сторона сдала обратно союзникам. Но в то же время существовал и солидный долг СССР перед США по ленд-лизу, остаток которого в размере 674 миллионов долларов советские власти отказывались выплачивать, мотивируя это дискриминацией в отношении СССР со стороны американцев в торговле. Но, уже в 1972 году, было подписано соглашение, по которому СССР согласилось выплатить США 722 миллионов долларов. Последний платеж по этому соглашению был проведен Россией в 2001 году.
Таким образом, принижение значения поставок военной техники, амуниции и продовольствия, которые осуществлялись американскими и британскими союзниками, было осуществлено исходя из кремлевских идеологических принципов, для утверждения постулата, что советская военная экономика имела огромное превосходство над экономикой капиталистических государств.
В отличие от советско-российской точки зрения, в американской историографии, роль ленд-лизовских поставок всегда справедливо представлялась решающим фактором в способности СССР продолжать вести войну против фашистской Германии и это действительно является неудобной правдой для Советского союза, а теперь и РФ в ее гибридной войне со всем миром.
Читайте также: Незаконное рождение патриархата (часть І)